Л.Н.Андреев. Стр. 30

Расскажите об увлечениях писателя в гимназические и студенческие годы.

В гимназические и студенческие годы Л. Н. Андреев увлекался не только и не столько литературой, сколько живописью. Он с увлечением рисовал, мечтал о том чтобы всерьез учиться живописи. Однако это у него так и не получилось, так что потом, уже став известным писателем, он не раз с сожалением говорил о своем, неразвитом даре художника. Он охотно писал за друзей сочинения, легко стилизуя тексты и «под Толстого», и «под Чехова» и «под Гаршина», много читал, причем и художественную литературу, и философские сочинения.

Л.Н.Андреев. Живое слово. Стр. 33

Каким вы представляете себе Л.Н. Андреева после чтения воспоминаний К.И. Чуковского? Постарайтесь устно воссоздать портрет писателя.

Творчеству Леонида Андреева посвящено немало статей Корнея Чуковского. Но работы эти переполнены столь противоречащими друг другу суждениями, что трудно переоценить значение личных записей Чуковского об Андрееве, где дружеское расположение выступает на первый план, где человеческое отношение берет верх над оценкой творчества писателя критиком. В дневнике Чуковского записи об Андрееве частые, все – дружелюбные. С Андреевым у них было много общего. После смерти Андреева Чуковский о нем тосковал. Леонид Андреев для Чуковского и приятель, и понятный по психическому складу человек, и более всего - характерный образ ушедшего, дорогого ему времени свободы самовыражения, когда не страшно было быть чудным и талантливым.

Петька на даче. Л.Н. Андреев

1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?

Петька — сын кухарки Надежды, с малолетства отданный служить в парикмахерскую к Осипу Абрамовичу. Ему десять лет - это худенький, маленький мальчик, веснушчатый, вечно сонный рассеянный, с полуоткрытым ртом, грязными руками и шеей, с нехорошими струпьями на голове. Около глаз и носа у него уже прорезались тоненькие морщинки, которые делают его похожим на состарившегося карлика. Его обычные дни проходят так однообразно, что напоминают затянувшийся неприятный сон. И зимой, и летом он видит вокруг один и тот же интерьер, за окном парикмахерской наблюдает одну и ту же картину, слышит один и тот же резкий оклик «мальчик, воды» и подает воду при появлении очередного посетителя. Все это отупляет Петьку, ему скучно и тошно и хочется в какое-нибудь другое место, хотя ничего другого он не знает. Даже когда его навешает мать. Петька остается равнодушен и не пытается жаловаться. Все меняется, когда мать забирает его летом на дачу. Множество ярких впечатлений обрушивается на него уже в дороге, он не отходит от окна и вертит головой во все стороны., боясь что-то упустить. Все для него настолько ново и странно, что он снова становится ребенком, живым, эмоциональным и любознательным. Он видит поле и поражается тому, что можно видеть так далеко, смотрит на небо и замечает, какое оно ясное и широкое, все кажется ему чудесным и удивительным: и маленькие домики вдали, и церковь, кажущаяся игрушечной, и зеркальная гладь реки. А уж на даче впечатления столь ярки и сильны, что он не сразу может с ними справиться. Все в природе волновало и пугало его и он часто возвращался к матери, терся возле нее, а после того, как познакомился с гимназистом Митей, который научил его рыбачить, плавать, и вообще был неистощим на выдумки, ощутил свое слияние с миром природы, перестал бояться, освоился, загорел и окреп. Однако счастье Петьки длилось недолго: хозяин вызвал его в город раньше времени, и нужно было возвращаться в город. Когда Петька узнал об этом, то был настолько потрясен, что его протест вылился в настоящую истерику. Петька вернулся в город, став таким же маленьким старичком, как раньше, и его однообразная, серая жизнь снова продолжилась.

2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?

Рассказ оставляет тягостное впечатление. Автор так умело описывает жизнь маленького мальчика в городских стенах, ее однообразие: монотонность, что испытываешь самое горячее сочувствие к ребенку, который всего был лишен и ничего, кроме пошлости и безобразия, не видел. Дальше вместе с Петькой, открывающим для себя цвета, формы и краски окружающего мира, ощущаешь восхищение и восторг от красоты н величия природы, Но больше всего потрясает, конечно, протест мальчика, выразившийся в том как он плакал, узнав, что пора возвращаться, как он катался до земле, а его худая ручонка била по чему попало, как будто стараясь усилить без того испытываемую им боль. И как же возмущает равнодушие.барина и барыни, которым никогда не понять горя мальчугана. Конец рассказа тоже удручает. В жизни Петьки все возвращается на свои места, как будто ничего и не было. И самое печальное - в понимании того, что судьба Петьки не исключительна, что на такую жизнь обречены и он и Николка, и множество, других детей крестьян и бедноты. Наверное, своей концовкой автор хотел сказать, что так не должно быть, что это несправедливо и неправильно.

3. Сформулируйте 2—3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской»

Как относилась в парикмахерской к Петьке и Николке?
Какие картины мальчики наблюдали за окном парикмахерской?
Как влияла жизнь в парикмахерской на Петьку и его поведение?

4. Внимательно перечитайте три эпизода. Первый — от слов: «Петькины дни тянулись удивительно однообразно...» до слов: «Петька не знал, скучно ему или весело...»; второй — от слов: «Но прошло ещё два дня...» до слов: «Смотри-ка, растолстел как!»; третий — от слов: «Но Петька и не думал плакать...» до слов: «Вот видишь, перестал...» Озаглавьте каждый эпизод.

1) Однообразные дни в парикмахерской.
2) Слияние с природой.
3) Горе городского ребенка.

5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно

В первом эпизоде Петька испытывает страшную, давящую скуку. Однообразие дней в парикмахерской создается с помощью повторов (все те же зеркала, одна и та же картина, один и тот же отрывистый крик), сравнения (похоже один на другой, как два родные брата). Повторяемость и непрерывность происходящего подчеркивается и перечислениями (и зимой, и летом, и утром, и вечером, и весь Божий день) и повтором (все подавал ее все, подавал). Эпитеты позволяют ярче представить изображаемое: кривое н потешное: зеркало, запятнанной стене, черная копоть, отрывистый крик, длинный неприятный сон резкого крика), создают ощущение безрадостного, тоскливого существования. Во втором эпизоде Петька испытывает счастье и полное единение с природой. Эти чувства передаются с помощью сравнений (лицо гимназиста Мити смугло желтое как вагон второго класса, плавающий Петька похож на щенка, впервые попавшего в воду, а перекупавшийся - на синего от холопа мертвеца). В третьем эпизоде Петька чувствует огромное горе, он не может примириться с тем что нужно возвращаться в город, и потому не просто плачет, а кричит громче самого горластого мужика (гипербола) и катается по земле, как те пьяные женщины на бульваре (сравнение).

6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, стоило ли этим закончить рассказ?

Я думаю, что автор закончил рассказ по-другому, для того чтобы подчеркнуть типичность происходящего. Человек, выбившийся в люди и ставший знаменитым парикмахером, бывавшим з Париже, это уникальный случай, единственный з своем роде. Подавляющее же большинство детей ждала иная судьба - та которую обрисовал Л. Андреев в финале. Писатель хотел обратить внимание читателя на несправедливость, недопустимость такой жизни для детей, ведь детство любого ребенка должно быть счастливым.

В мире художественного слова Л. Н. Андреева. Страница 46

1. Найдите в тексте рассказа детали, с помощью которых ярко представляешь себе условия жизни и работы Петьки в парикмахерской.

Мальчик живет в недоброжелательной атмосфере, никогда не слышит теплых слов: Осип Абрамович крикнул отрывисто и резко, быстрый и грозный взгляд, шепот становился громким и принимал форму неопределенной угрозы, мальчик недостаточно быстро подал воду и его ждет наказание, так и следует: ощущение того, что все вокруг ненастоящее и есть другое место, где все иначе, подчеркивается с помощью описания воскового бюста женщины на окне. Однообразие и монотонность усиливаются с помощью описания картины, висевшей в парикмахерской, где были изображены две голые женщины на берегу моря, чьи розовые тела становились все пестрее от мушиных следов.

2. Какой художественный приём использует писатель в данном фрагменте текста?

В данном фрагменте текста писатель использует олицетворение: «Деревья бульвара млели под горячим солнцем»

3. Перечитайте рассказ внимательно. Что чему и кто кому противопоставлены в рассказе? Как вы думаете, чего добивается этими противопоставлениями автор?

В рассказе противопоставлены друг другу город и деревня, Петька и Николка. Автор этими противопоставлениями, добивается того, что ярче, яснее обрисовывает судьбы детей, которые лишены, счастливого детства, показывает гнетущее влияние города на формирующиеся детские души, выражает свою тоскуй боль за них.

4. Каими кажутся Петьке деревня и город? Что в характере героя мы понимаем лучше, размышляя об этом противопоставлении?

Город кажется Петьке серым, пыльным, душным, тесным и раскаленным. В деревне же полно красок и звуков, света, простора и вольного воздуха. Мы понимаем, что в характере Петька нет жестокости и черствости, что его гнетет атмосфера города, где люди пьют, говорят скверные, слова, занимаются развратом. Вся эта пошлость и грязь, грязные истории, странно одетые люди вызывают у мальчика чувство тоски и скуки, поэтому он лак много спит. Чтобы не видеть парящего вокруг. Он восхищается Николкой который сумел принять правила игры и приспособиться, хотя читатель видит, что Николка просто стал таким же, как и все вокруг. На даче же Петька снова становится тем что и был: доверчивым, добрым, любознательным ребенком, счастливым оттого, что открывает для себя мир.