В.П. Астафьев. Ответы на вопросы и задания на стр 144 (стр. 152 в учебнике 2019-2021 года)

1. Расскажите о жизни В.П. Астафьева. Какие факты его биографии кажутся вам самыми значительными?

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка. После смерти матери Виктор жил у деда с бабушкой. У писателя была тяжелая судьба, несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Был награжден. Демобилизовался в звании «рядовой» в 1945 году, уехал на Урал. В том же году женился на Марине Корякиной; у них было трое детей. С 1951 года работал в редакции газеты «Чусовской рабочий», где впервые опубликовал свой рассказ («Гражданский человек»). Писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году. В 1958 Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1980 году уехал на родину — в Красноярск. Скончался в 2001 году в Красноярске. Похоронен в Овсянке

2. Какой вы представляете себе личность В.П. Астафьева?

Это добрый, отзывчивый, простой и веселый человек. Он ценил свою Родину. Астафьев рано потерял мать, остался один. Он мог сочувствовать чужому горю и понимал, что такое нищета. 

В.П.Астафьев. Васюткино озеро. Ответы на вопросы и задания на стр. 174 (стр. 182 в новом учебнике)

1. Определите тему рассказа "Васюткино озеро".

Тема рассказа - это взаимоотношения человека и природы взаимосвязи человека, как части природы. Главная мысль-тайга слабых не любит, человек должен обладать силой воли, познаниями и опытом, чтобы считаться по праву "хозяином тайги". Васютка смог выжить, так как любил свой край, знал природу и соблюдал её законы.

2. Чему учила сына мать, провожая Васютку в тайгу? (Чему мать учила Васютку, провожая его в тайгу?)

Мать учила всегда иметь с собой хлеб и спички, первая наука в тайге. Учила делать зарубки-затеси и не отходить от них далеко, чтобы не потеряться.

3. Охарактеризуйте поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста ключевые слова, передающие состояние Васютки.

Как заблудился - погнался за глухарём. Почему заблудился - потерял осторожность и внимание от радости и азарта, забыл о то, чему его учили взрослые. Что почувствовал, когда понял, что заблудился -отчаяние, панику, страх, затем оцепенение и отрешённость. Паника сменилась вопросом - что же делать, как выживать ночью в тайге, тогда Васютка почувствовал надежду и развёл костёр.

4. Что помогло Васютке не пропасть в тайге?

Васютка заблудился в тайге, погнавшись за глухарём. Сначала у него началась паника, когда он понял, что заблудился, но потом он взял себя в руки и стал вспоминать всё, чему его учили  взрослые, что говорили  о тайге и как себя вести - это и помогло ему не пропасть, а выжить и вернуться домой.

5. Какие моменты сюжета являются ключевыми в раскрытии характера героя?

Ключевые моменты в раскрытии характера героя:
-Помощь взрослым говорит о заботливости, растёт помощник.
-Смог взять себя в руки - сила характера, смелость.
-Нашёл дорогу к реке - целеустремлённость, знание тайги, умение выживать.
-Сумел показать озеро - хозяйственность, не прошёл мимо рыбы, прекрасная память и понимание природы.

6. Назовите художественные средства, которые использует Астафьев в рассказе. В чем их роль?

В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов, делая рассказ образнее, пейзаж ярче, характеры людей полнее, передавая эмоциональное состояние героев.

Тайгу автор делает действующим лицом, роль пейзажа в рассказе занимает важное место. Автор рисует красоту родного края, незабываемость и особенность природы, с помощью сочных эпитетов, выразительных сравнений.

Эпитеты: "взлохмаченная ель","тихий лес","молчаливая тайга","неподвижный туман","мохнатые тучи","редкие облака","таинственный шорох","сонная тайга","тайга равнодушная, глухая, угрюмая","чуткий клюв","таинственные звёзды","кровянистое небо","большой ход(рыбы),"велика наша Родина","скучное житьё","памятное озеро","потрясающее открытие","трудовое веселье","счастливый Васютка".

Сравнения: "белка, будто пушинка", "веки, будто грузила", "бесшумно, как сова", "орехи, как пчёлки", "сук, как тупой пилой срезанный", "голос упал кедровой шишкой в мешок", "тропинки, что морщинки на лбу деда", "кедровки (кричали) на манер базарных торговок", "облака спрессованной ватой,"месяц, как ноготок", "середина озера-раскалённая сковородка", "глухарина, как леший", "тайга как тёмное, зелёное море", "щёлкнул языком, будто спуск нажал", "красные листья, будто пластины свёклы".

Природа оживает в произведении с помощью олицетворений, звери, птицы, рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.

Олицетворения: "ветер разгладил" (лица людей), "звёзды перемигивались", "темень прячется", "разбушуется осень", "плакала сойка, стонали гагары", "осинник разделся донага", "небо прижималось", "костёр чихнул, зашипел, защёлкал", "плакала сойка".

Метафоры показывают величия края, добавляют образность, помогают разгадать скрытый смысл произведения.
Метафоры: "тайга кормилица", "озеро кляксочка", "выполз туман", "табун птиц", "клейкий туман", "звук растаял", "лес в унылой задумчивости", "рыба тучами (ходила), "шершавая складка коры", "озеро подёрнулось морщинками", "начали прорезаться звёзды", "по-детски заплакала желна".

Автор использует и перефраз, заменяя названия на образные выражение, усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.
Перифраз: "глухарь-огромная птица", "утка-небольшой комочек", "Васютка-лихорадка болотная", "кедровка-нахальная птица, ведьма проклятая, птица полезная".

Диалектными словами, просторечием изобилует речь людей. С их помощью автор показывает местную жизнь, даёт почувствовать читателям особый колорит, характер жителей Заполярья.

7. Определите значение следующих слов: рассолодели от безделья; нету ... фарту; осеннюю путину; привыкли парнишкой помыкать; посадить на мушку ...птицу; заполошной стаей закружились ... листья.

Рассолодели от безделья - располнели; нету.... фарту - нет везения, удачи; осеннюю путину - осенний рыбный промысел, ловля; привыкли парнишкой помыкать - привыкли командовать мальчиком; посадить на мушку... птицу - прицелиться, взять в прицел; заполошной стаей закружились... листья - листья закружились от порыва ветра, как всполошённая стая птиц.

8. Сформулируйте идею произведения и запишите ее. Как с ней связано название произведения?

Идея автора - показать единство человека и природы. Прекрасен окружающий мир, а мы живём в этом мире. Человек - это часть природы. Любя и понимая природу, человек выживает в тайге. Охранять и бережно относиться к природным богатствам - это наша обязанность. У каждого из нас в жизни есть своё "озеро", главное не пройти мимо, а открыть его, осознав простые жизненные ценности.