А.П.Платонов. Никита. Вопросы и задания. Стр. 93 (стр. 127 в учебнике 2019-21 года)

1. Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

Мать-Никиты с утра до позднего вечера работала в поде, на весь день оставляя пятилетнего Никиту одного! Отец, как и многие другие мужчины, ушел на фронт и все не возвращался.

2. Чем занимался мальчик, оставшись дома один?

Никита должен был яйца кур собирать, самостоятельно обедать молоком и хлебом и ждать возвращения матери с работы. Он обходил избу - горницу, выходил в сени, во двор, разглядывая все что попадалось ему на глаза.

3. Какими виделись ему предметы, находящиеся за пределами знакомого ему мира?

Никита боялся оставаться один, поэтому все предметы, находящиеся за пределами знакомого ему мира, виделись таинственными и жуткими. Ему кажется, что в гулкой бочке живет загадочный житель, а скрип ее деревянной снасти он воспринимает, как движение этого жителя, который хочет встать и погнаться за ним.
Заброшенный колодец тоже представляется ему местом обитания маленьких водяных людей, которые могут: выпить у него глаза, пока он спит. В земляных норах, по его убеждению, живут змеи, которые ночью ужалят мать п та умрет, так что он пытается задобрить их оставленным хлебом. Даже старый пень представляется ему головой человека с глазами, носом и ртом. Банька - это умершая бабушка, соседский петух - пастух, утонувший по весне в реке, цветок - ребенок, младенец, сосущий молоко, колья из плетня - липа чужих людей, а изба - прохожая старая тетка из дальней деревни.

4. О ком вспоминает он, глядя на солнце? Почему?

Глядя на солнце Никита вспоминает об умершем дедушке, потому что тот всегда был ласков к нему и улыбался. Так что солнце в представлении Никиты - доброе, оно глядит на мальчика теплым лицом, к нему обращается Никита за зашитой в минуту страха и отчаяния.

5. Проследите, как меняется характер отношения мальчика к предметам. Найдите, прочитайте эти эпизоды. Отметьте ключевые слова.

Характер отношения мальчика к предметам меняется после возвращения отца, ведь он теперь не один и его есть кому защитить. Он смотрит в лицо каждому существу во дворе, но ни в ком не видит чужих, страшных людей ни в ком не различает ни глаз, ни носа, ни рта, ни злой жизни. Колья в плетнях становятся просто иссохшими толстыми палками, баня - старым., ветхим домиком, уходящим под землю, пень - древним развалившимся пнем. И под землей все тихо, никто не карабкался оттуда наружу, на свет, как ему казалось раньше.

6. Понял ли отец Никиту и как объяснил сыну, почему прежние предметы казались злыми?

Да отец понял Никиту, он объяснит сыну, почему прежде все предметы казались ему злыми, так: "Тех ты выдумал. Никита, их нету, они непрочные, оттого и злые. А этого гвоздя - человечка ты сам трудом сработал, он добрый».

7. В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А. Платонова?

Главная мысль рассказа А. П. Платонова наиболее точно, емко, полно проявляется в предложении: «Давай все трудом работать, и все живые будут». Автор призывает всех трудиться, работать, создавать, а не разрушать, к тогда повсюду в мире воцарятся доброта и согласие.

8. Как вы понимаете предложение: Доброе солнце по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ тёплым лицом?

Солнце разгоняет мрак и дарит тепло защиту, поэтому оно тоже представляется Никите живым, но Добрым., и лицо у него теплое, и оно ласковое, как покойный дедушка.

9. Объясните словосочетание: буду век вековать.

Буду век вековать - значит навсегда останусь с вами, буду с вами всегда.

10. Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические? Как в этих эпизодах проявляется характер мальчика?

Неправдоподобные, фантастические эпизоды - это те эпизоды, в которых обыденные, повседневные вещи, благодаря богатому воображению мальчика, предстают в обличье неких загадочных, ужасных проявлений «злой жизни»: чмоканье на дне заброшенного колодца, отозвавшееся эхо, стол - человек без рук на четырех ногах, пень, отозвавшийся на вопрос: - Максим, ты где?» словом "в земле!" и т. п.
В них проявляется характер мальчика, который обладает фантазией, свежим, незамутненным восприятием ребенка, который только начинает постигать мир, который, в силу возраста, боится оставаться один, ощущает себя незащищенным, окруженным враждебными силами.

11. Как вы понимаете концовку рассказа?

Никита хочет, чтобы все вокруг было живое, доброе, улыбающееся ему как тот гвоздик, выпрямленный им с помощью молотка, чтобы не было ничего враждебного, пугающего. И он готов работать ради этого. И отец верит, что он такими останется на всю свою жизнь.
Да, детское восприятие мира можно сравнить с отношением древнего человека к мирозданию, выраженные в мифах. Ребенок делает первые шаги в познании мира, он еще не обладает нп опытом, ни знанием о том что его окружает, поэтому он очеловечивает предметы и явления. Древние люди были такими же детьми и тоже, пытаясь дать объяснения непонятному, но не имея пока для этого знаний очеловечивали природу, разве что не боялись так как боится маленький ребенок, и потому их представления о мире не были пугающими, враждебными, несущими только угрозу.

12. Можно ли сравнить детское восприятие мира и отношение древнего человека к мирозданию, выраженное в мифах? В чём сходство и различие?

Страхи мальчика не случайны. Они живут в нём как тысячелетняя память. Наверное, так же пугались и древние люди, представляя те или иные предметы и явления живой силой, вернее, наделяя их свойствами живых людей. В этом сходство. А различие в том, что эти страхи - временная фантазия мальчика, они возникают из-за его  беззащитности и пропадают с приходом с войны отца.

12 (13). Составьте описание первой иллюстрации художника Л.П. Дурасова. Отметьте особенности композиции рисунка. Почему художник на переднем плане изобразил героя рассказа, а на заднем — дом и солнце?

На иллюстрации Л. П. Дурасова в центре изображен Никита в окружении самых обычных, повседневных предметов и явлений, которые его окружают и которые кажутся ему такими враждебными. Никита один в этом пространстве, в этом мире, у него нет защитников: отец ушел на войну и не возвращается оттуда, мать весь день работает в колхозе. Поэтому он так насторожен, так боязливо озирается вокруг. Дом и солнце - единственные, что не несет угрозы, не пугает, а наоборот, дарит чувство защищенности.

Платонов. Цветок на земле. Ответы на вопросы и задания на стр. 99 (страница 133 в учебнике 2019-2021 года)

1. В рассказах Платонова "Никита" и "Цветок на земле" передано восприятие мира ребенком. Есть ли что-то общее у маленьких героев? Расскажите.

Оба мальчика очень похожи друг на друга. Оба ещё совсем маленькие. У обоих героев похожая судьба, отцы на фронте, а матери работают в поле допоздна. Это дети войны. Они остаются одни, без родителей, и им скучно. Они хотят познать мир и жизнь, но им никто не может рассказать об этом. Никита пытается сам познать мир, он что-то придумывает сам, разговаривает с вымышленными героями. А мальчик Афоня просит деда рассказать о жизни, но тот слишком стар и немощен, однако все же находит силы для внука и ведёт его в поле, чтобы рассказать о растениях. Оба мальчика любознательны и только учатся познавать мир. Привлекают любознательность и пытливость мальчиков, желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие их вопросы.

2. Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки?

Афоня плохо слушал но понял только что из смерти делается жизнь. Он решил поэтому подарить деду гребешок.

3. В чём смысл названия "Цветок на земле"? В каких словах этот смысл раскрывается наиболее полно?

Маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой. Он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке.

И сюжет, и композиция рассказа способствуют раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.

Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.

В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка.

4. Какие художественные средства языка использует писатель в рассказе?

Сравнительный оборот, фразеологизмы, эпитеты, метафора.

5. В чём проявляется отношение автора к происходящему и героям? Дайте развёрнутый ответ.

Автор будто бы поэтапно изображает, как протекают часы жизни ребёнка, отец которого находится на войне, а мать «с утра до вечера работает в колхозе на молочной ферме». Создаётся ощущение, что повествование ведётся от лица самого мальчика, так правдиво и простодушно описана жизненная ситуация.

У автора образ Афони вызывает большие симпатии. Привлекает любознательность и пытливость мальчика, его желание дойти «до самой сути» явлений, докопаться до ответа на интересующие его вопросы. Афоня очень добр - это проявляется в его отношении к деду - он уважает его мудрость, заботится о нем, мечтает о том, что, когда вырастет, вернет жизнь дедушке, сделает его бессмертным. Неслучайно писатель наделяет своего маленького героя таким именем. Имя Афоня - "бессмертный"

В своём произведении «Цветок на земле» А. Платонов раскрывает такие проблемы, как забота к близким и милосердие, противопоставление жизни и смерти, а также роль труда в становлении личности. На примере доброго, простодушного и любознательного Афони писатель показывает, каким должен быть настоящий человек.

6. Выпишите из текста рассказа "Цветок на земле" просторечные слова и выражения, необычные по строю и звучанию сочетания слов и предложений. Охарактеризуйте каждый случай их употребления. Сформулируйте вывод о своеобразии художественного языка рассказа.

Нынче я не буду глаза смежать, — обещал дедушка Тит.
Нынче на свет буду смотреть, (о цветах) они тебе ничего не сказывали.. -дед Тит
папы нету, «ты опомнился» (проснулся), знаю про всё, надо у них (у цветов) допытаться; -Афоня
Нынче утром, смотрел через окно. Эти руки земли много испахали - автор

Метафоры:
Глаза жмурятся, глаза смежать, они (глаза) выцвели.
На дворе солнце горит.
Слёзы плачут.
Часы – ходики сами уморились и хотели уснуть.
Дед не спит и глядит глазами (смотрит).

Смежать глаза – сомкнуть, закрыть;
жмурятся (глаза) – сжимаются, закрываются;
нынче – сегодня;
уморился – устал;
отбивать косу – точить, делать острой;
опомнился – очнуться, отойти ото сна;
межа – граница, черта, разделяющая две половины поля;
пытать белый свет – расспрашивать свободный, открытый мир, землю, людей.
осерчал – рассердился.

Смежать - слово дедушки, обозначает его принадлежность к старой крестьянской среде.
уморились - глагол, изображающий олицетворение часов, их принадлежность к старой атрибутике.
смолоду - наречие прошедшего времени.
уморился- синоним слову "устал".
меже - историзм.
осерчал - синоним "рассердился".

Вывод: А. Платонов употребляет архаизмы и историзмы в рассказе об историческом прошлом нашей страны для воссоздания колорита эпохи, а также как средства речевой характеристики персонажа (старого крестьянина, его внука).

7. В чем, как вы думаете, проявляется незримое присутствие войны в рассказах Платонова "Никита" и "Цветок на земле"?

В рассказе "Никита" присутствие войны проявляется через несколько признаков. Первый - маленький мальчик остаётся дома один постоянно, потому что женщины в то время были единственными работниками, за исключением ещё только стариков и взрослых детей. Второй - на улице никого, потому что всё работоспособное население в поле. Третий - отца Никиты нет дома: он на войне; в конце рассказа отец возвращается к своей семье и начинает поправлять пришедшее в запустение своё домашнее хозяйство.

У Афони отца не было, так как он ушел на фронт и не вернулся. Платонов пишет: "Каждый день мать ожидала, что отец вернется, а его не было и нет". Но Афоня и мать продолжают ждать, а дед уговаривает мальчика собрать лекарственные травы для раненных бойцов. "Отец-то твой ведь на войне; вдруг поранят его, или он от болезни ослабнет, вот его и полечат лекарством. "

8. Рассмотрите репродукцию картины А.А.Пластова "Сенокос". Что сближает эту картину с рассказом Платонова "Цветок на земле"?

Картина "Сенокос" была написана художником летом 1945 года, как только окончилась война. Страна возвращалась к мирной жизни. Война незримо присутствует на полотне: косят только старики, женщины, подростки, потому что много мужчин погибло на фронте, а некоторые ещё не вернулись с фронта. Однако картина полна оптимистического звучания и воспринимается как гимн всепобеждающей силе жизни, гимн свободному труду. Многое сближает произведение живописи с рассказом А. П. Платонова «Цветок на земле»: отец Афони на войне, мать ушла работать. Афоня по совету деда Тита собирает жёлтые цветы, чтобы отец на войне «не болел от ран».