!Ответ к упражнению 31
Смысл упражнения не только в том, чтобы показать процесс образования слов (хотя и это тоже очень важно, поскольку проясняет состав слов — делает очевидным, что именно суффикс -н- участвует в образовании слов, называющих признаки, обнажает корни и окончания).
Смысл еще и в том, чтобы показать чередование согласных в корнях слов: дети впервые увидят, что чередование согласных вызвано именно процессом образования одного слова от основы другого слова. До демонстрации пар слов, участвующих в словообразовании, было совершенно непонятно, откуда в корнях появляются чередующиеся согласные звуки. Главное, чтобы в результате урока школьники поняли механизм образования нового слова: слово, ОТ КОТОРОГО образуется новое слово, обязательно лишается своего окончания. Новое слово всегда образуется НЕ от другого слова, а от ОСНОВЫ другого слова!
Пусть на первом этапе школьники обязательно зачеркивают окончания тех слов, ОТ основ КОТОРЫХ образуются новые слова. Приучайте детей ставить наклонную вертикальную палочку после основы слова, чтобы показать, что это слово потеряло свое окончание. После того как школьник с помощью знака «плюс» прикрепил к основе суффикс, важно, чтобы он поставил еще один значок «плюс» и многоточие (или пустой квадратик), чтобы показать, что слово завершается окончанием. (Мы в настоящее время работаем с существительными и прилагательными, поэтому нам важно, чтобы школьник не забывал выделять окончания.)
чердач н [ый] ← чердак []
удач н [ый ]← удач [а]
облач н [ый] ← облак [о]
кулач н [ый] ← кулак []
мрач н [ый] ← мрак []