Ответ к упражнению 18

Упражнение предполагает, что дети сначала по цепочке устно проверят или обоснуют написание каждой орфограммы.

Густые ресниц[ы], арабские цифры, новый циркуль, цыплячий пух, сладкие леденц[ы], сердито цыкать, вкусные голубц[ы], китайц[ы] и немц[ы], алжирские цитрусы, цитрусовые плоды, ходить на цыпочках, цыпки на руках, звонкие бубенц[ы], красные перц[ы], плясать цыганочку, острые ножниц[ы].

И только после этого они смогут ответить на вопрос: «Сколько разных правил надо знать, чтобы после Ц написать нужную букву? » Самый лучший вариант — говорить правило и тут же иллюстрировать его примерами из упражнения. Например, один ученик начинает:

1. «После Ц пишется Ы в окончаниях слов-названий предметов, стоящих во множественном числе: ресницЫ, голубцЫ, китайцЫ и немцЫ… ».

Учитель просит другого продолжить выбирать примеры на это правило из упражнения. Или:

2. «После Ц пишется И в корнях слов-названий предметов, если звук после Ц находится под ударением, например: цИфры, цИнковый, цИтрусы, цИркуль, цИкл».

Или:

3. «После Ц пишется Ы в корнях слов-названий предметов, если это слова-исключения или родственные им слова, например: цЫплячий, цЫкать, на Цыпочках, цЫганочка, цЫпки ».