Ответ к упражнению 157
Сначала стоит спросить детей, в чем сходство всех выделенных слов: это слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Затем можно провести ту работу, которую запланировал учебник. Образец дети не должны списывать: пусть работают с оставшимися тремя словами.
Гнездышко ← гнездо;
весточка ← весть;
перышко ← перо.
Гнезд/ + ышк + … = гнездышк[о];
весть/ + очк + … = весточк[а];
пер/ + ышк + … = перышк[о].
После того как работа по определению состава слов завершена, можно спросить детей, какой суффикс участвовал в образовании сразу двух слов. Дети смогут обнаружить суффикс -ышк-. Какой суффикс участвовал в образовании третьего слова? Суффикс -очк-.
После этого можно попросить образовать с помощью этих суффиксов новые слова от слов: зерно, крыло, горло, стекло; ель, звезда, тетрадь, ваза. С помощью какого суффикса можно образовать новые слова от первой группы слов? (Суффикса -ышк-.) А от второй группы слов? (Суффикса -очк-.) А почему именно так? Может быть, слова первой группы имеют какое-то сходство между собой? (Они все среднего рода.) А слова второй группы тоже в чем-то сходны между собой? (Они все женского рода.)
Смысл этой работы — показать детям, что образование слов в русском языке — это процесс, в основе которого лежат определенные правила, закономерности, порядок. Если вы рискнете сделать предложенную дополнительную работу письменно, не забудьте обратить внимание детей на то, что у слов первой группы окончание среднего рода -о, поэтому и у слов, образованных от них с помощью суффикса -ышк-, окончание среднего рода -о.
Слово тишь пишется с Ь на конце, поскольку это слово женского рода.
Тишь - ж.р.