Ответы к упражнению 149

Учитель предлагает детям вооружиться простыми карандашами и, читая по цепочке словосочетания, сразу выделить те из них, в которых прилагательные отвечают на вопрос КАКОЙ? Над этими прилагательными (и с окончанием «-ий», и с окончанием «-ый») нужно поставить едва заметную точку простым карандашом. Таким образом, будут отмечены прилагательные в словосочетаниях:

лунный свет, шипучий напиток, стенной шкаф, погожий денёк, зимний пейзаж, степной орёл, хороший фильм, рыжий кот.

Затем школьники начинают делить оставшиеся словосочетания на две части и записывать их в два столбика:

1) с суффиксом –ин:
дядюшкин сон
кошкин дом
бабушкин фартук
маменькин сынок
мартышкин труд
ласточкино гнездо
кухаркин племянник

2) с суффиксом -ий:
птичий клюв
беличий глаз
овечий хлев
черепаший панцирь
щучий плавник
помещичий сад
бараний рог

Таким образом, в каждом столбике должно оказаться по семь словосочетаний.

Выполнив первую часть работы, дети вновь просматривают список словосочетаний, обращая теперь внимание исключительно на те, в которых прилагательные помечены точками. Эти прилагательные также необходимо записать в два столбика. Причем сначала надо выполнить это задание и лишь на втором этапе рядом с прилагательными из 1-го столбика написать их краткие формы, а рядом с прилагательными из 2-го столбика написать существительные, от основ которых они были образованы.

В итоге запись должна выглядеть таким образом:

      1)
шипучий (шипуч)
погожий (погож)
хороший (хорош)
рыжий (рыж)
       2)
лунный (луна)
стенной (стена)
зимний (зима)
степной (степь)

По окончании работы необходимо очень аккуратно стереть точки, поставленные над словами в учебнике.