Ответы к упражнению 113

Сначала школьники прочитывают текст и устно объясняют выбор буквы в окончаниях выделенных слов (все выделенные слова являются прилагательными). Ученики объясняют выбор букв следующим образом: задают вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса определяют окончание прилагательного. Например: в поле (каком?) чистом.

Затем школьники списывают текст, вставляют пропущенные буквы и с помощью значков показывают, в какой части слова находится орфограмма.

         Сказочка

В чист[ом] пол[е], в бел[ом] поле
Было всё белым-бело,
Потому что это пол[е]
Бел[ым] снег[ом] замело.
И стоял в том бел[ом] поле
Белоснежн[ы]й бел[ый] дом,
С бел[ой] крыш[ей], с бел[ой] дверь[ю],
С беломраморн[ым] крыльц[ом].
Потолок был белый-белый,
Белизною пол блистал,
Было много бел[ых] лестниц,
Бел[ых] комнат, бел[ых] зал.
И в белейш[ем] в мир[е] зал[е]
Спал без горя и забот,
Спал на бел[ом] одеял[е]
Совершенно чёрн[ый] кот.
            (По Б.Заходеру)

Из текста ребята выписывают:
1) сложные слова, в скобках записывают слова, которые дали им жизнь.

Белоснежный (белый, снег), беломраморный (белый, мрамор);

2) существительное, образованное от прилагательного; письменно показывают, как оно образовано.

Белизна – бел/ый + изн + [а] = белизна