Ответы к упражнению 128

Школьники выписывают парами одинаково выделенные глаголы. Ставят в каждом из них ударение и разбирают по составу. Определяют особенности состава повелительной формы мн.ч. и формы 2 л. мн.ч.:

ухо?д[ите] (2 л. мн.ч.) – не уходи?[те] (пов.ф. мн.ч.) 
пода?р[ите] (2 л. мн.ч.) – подари?[те] (пов.ф. мн.ч.)
объя?в[ите] (2 л. мн.ч.) – объяви?[те] (пов.ф. мн.ч.)

На мн.ч. указывает окончание. Повелительную форму показывает суффикс -и-.

Замечание от 7 гуру. Автор учебника Чуракова утверждает, что в словах с Ъ принято выделять приставку ВМЕСТЕ с Ъ. На самом деле правило написания разделительного Ъ гласит, что он пишется ПОСЛЕ приставок, а не в конце приставок. Твердый знак не обозначает звука речи, и следовательно не должен включаться ни в одну морфему. Твердый знак не отражает морфемный состав слова, поэтому отнесение его при разборе слова к той или иной части не является принципиальным, но в 5-м классе включение ъ в состав приставки учитель русского языка может посчитать ошибкой. Если не хотите спорить с учителем, включите ъ в приставку, но имейте в виду наши замечания.

Учитель предлагает рассмотреть плакат Летучей Мыши (с. 122) и ответить на вопрос к нему. Изучив содержание плаката, школьники делают вывод, что на нем показано образование повелительной формы ед.ч. глагола уходить. Ответив на вопросы и рассмотрев содержание второго плаката Летучей Миши (на этой же странице ниже), школьники приходят к выводу, что в словах уходить, подарить и объявить суффиксы начальной формы и суффиксы повелительной формы – сходны внешне, но означают разное, то есть являются суффиксами-омонимами.

Подар/ и / ть - подар/;
подар/ + и = подар/ и .

Объяв/ и / ть - объяв/;
объяв/ + и = объяв/ и