Ответы к упражнению 132

 Учащиеся списывают текст, вставляют пропущенные буквы. Над формой жужжал указывают: прош.вр, ед.ч., м.р., а над формой жужжите – наст.вр, 2 л., мн.ч. Одна из характеристик форм этого глагола не совпадает, так как в прошедшем времени глаголы не изменяются по лицам, а в настоящем/будущем – по родам.

Жук жужжал
В густой осоке,
Вол лежал
На солнцепёке.
Жук жужжалпрош.вр, ед.ч., м.р.,
А вол лежал,
А потом спросил:
- Скажите,
Для чего вы так
Жужжитенаст.вр, 2 л., мн.ч.?
Объясните,
Милый жук,
Что даёт вам
Этот звук?

     (Б.Заходер)

Затем школьники выписывают глаголы в повелительной форме, рядом записывают повелительные формы ед.ч. Письменно показывают, как они образованы:

скажите – скажи
сказ/ а /ть – сказ/
сказ + и = скажи

объясните – объясни
объясн/ и /ть – объясн/
объясн + и = объясни

Разные точки зрения на образование повелительных форм этих глаголов, принадлежащие Тане Перовой и Маше (с. 126), дают возможность учителю еще раз обратить внимание слабых учеников на особенности образования повелительной формы с помощью формообразующего суффикса «-и-» от начальной формы глагола с глагольным суффиксом «-и-». Школьники должны четко усвоить, что это разные суффиксы.

Выпиши сложное слово...

Солнцепёк (солнце, печёт).