Страница (ы) 76-84. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн

120. Рассмотрите модели слов. Какие звуки в словах твёрдые, а какие - мягкие?

Запишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки. Какие буквы следует писать после них? Почему?

Ножи, шишки, щука, часы.

После ж,ш пишем и. После ч, щ пишем а,у.

121. Прочитайте пословицы. Какую из них вы считаете самой важной для себя? Почему? Запишите её по памяти.

Верь своим глазам, а не чужим речам.
Жизнь дана на добрые дела.
Ошибаясь, не стыдись исправиться.
Не делай никому зла и прощай обиду.

122.  Прочитайте строки из сказки Александра Пушкина. Выпишите слова с шипящими согласными звуками.
Царь Салтан дивится ч..ду:
«Если только ж..в я буду,
Ч..дный остров навещ..,
У Гвидона погощ..».
Какие буквы вы написали после букв шипящих звуков? Подчеркните их.

Чуду, жив, чудный, навещу, погощу.

123. Прочитайте стихотворные строки. Запишите их по памяти. Подчеркните слова с буквосочетаниями жи-ши.

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И. Суриков

124. Прочитайте слова.

Камыши, лежит, малыши, жить, шипеть, лыжи, шиповник, пиши, ошибка, шишки, животное, ножи, рыжик, жираф.

Выпишите сначала слова, которые обозначают предметы, а потом слова, которые обозначают действия предметов.

Составьте устно одно-два предложения с данными словами (по выбору).

Слова, которые обозначают предметы отвечают на вопросы кто? что?
Слова, которые обозначают действия предметов, отвечают на вопросы что делает? что делать? что делай? и т.д.

1) Камыши, малыши, лыжи, шиповник, ошибка, шишки, животное, ножи, рыжик, жираф.
2) Лежит, жить, шипеть, пиши.

Малыши нашли в лесу рыжик. Жираф лежит в своём вольере.

125. Запишите слова парами.

Чиж — чижи, ландыш — ..., нож — ..., гараж — ..., груша — ..., уж — ..., ёж — ..., морж — ..., ёрш — ..., грош — ..., малыш — ..., мираж — ....

Чиж — чижи, ландыш — ландыши, нож — ножи, гараж — гаражи, груша — груши, уж — ужи, ёж — ежи, морж — моржи, ёрш — ерши, грош — гроши, малыш — малыши, мираж — миражи.

126. Прочитайте две группы слов. Какая буква пропущена? Составьте сочетания  слов из первой и второй групп.

1. Душ..стые‚ высокая, холодная, пуш..стый, тугая, ж..рный, быстрая. 2. Ландыш.., снеж..нка, гусь, снег, верш..на, пруж..на, маш..на.
Образец. Душистые ландыши.

Запишите три-четыре любых словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие шипящие согласные звуки.

Записываем 3-4 из следующих словосочетаний:

Душистые ландыши‚ высокая вершина, холодная снежинка, пушистый снег, тугая пружина, жирный гусь, быстрая машина.

127. Запишите слова. вставляя один из трёх слогов: чу, щу или чай. Если можно вставить два слога, запишите один из вариантов по вашему выбору

Полу.., выклю.., отве.., ..ник,  пла.., ле.., ..лок, ..жой, ..ка, ..пальца, та.., сви.., и.., ры.. .

Получай, выключай, отвечай, чайник, плачу, лечу, чулок, чужой, чайка, щупальца, тащу, свищу, ищу, рычу.

128. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Еж.. бегают, а ерш.. плавают. Коровы мыч..т, а мыш.. пищ..т.

Ежи бегают, а ерши плавают. Коровы мычат, а мыши пищат.

129. Допишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Весной в рощах ... грачи.
Громко ... клювом дятлы.
В кустах ... сороки.
В гнёздах ... птенцы.
Весело ... ручейки.
В клетке ... звери.

Весной в рощах кричат грачи.
Громко стучат клювом дятлы.
В кустах трещат сороки.
В гнёздах пищат птенцы.
Весело журчат ручейки.
В клетке рычат звери.

130. Соберите слова. Запишите. Подчеркните слоги с буквами шипящих согласных звуков.

Та-ча-зай, щу-чи, да-за-ча, ча-да, чан-ко, жик-ё, ник-чай, ща-ча, вель-ща.

Зайчата, чищу, задача, дача, кочан, ёжик, чайник, чаща, щавель.

131.  Измените порядок предложений так, чтобы получился рассказ о щуке. Спишите, вставляя пропущенные буквы и заменяя повторяющиеся слова словом  она.
В мутной воде щ..ка сама попала в сети. Задумала щ..ка по..мать окун.. . Щ..ка стала мутит.. воду.

Задумала щука поймать окуня. Щука стала мутить воду. В мутной воде щука сама попала в сети. 

132. Рассмотрите рисунок и прочитайте вопросы. Запишите ответы так, чтобы у вас получился текст. Используйте опорные слова.

Кто пригласил в гости бабушку?
Что дети поставили на стол?
Кто поил бабушку чаем?
Чем внуки угощали бабушку?

Опорные слова: Оля, Витя, ч..йник, ч..шки, внуч..та, вареньем, печеньем.

Оля и Витя пригласили бабушку в гости. Дети поставили на стол чайник и чашки. Внучата поили бабушку чаем. Внуки угощали бабушку вареньем и печеньем.

133.  Спишите сочетания слов, изменяя слова в скобках по образцу. Какие буквы вы напишете после  ч и щ?
Образец. Увидел (кого?) грача.
Увидел (грач). Угощал (товарищ). Слушал (скрипач). Ожидал (врач). Видел (силач).

Увидел (кого?) грача. Угощал (кого?) товарища. Слушал  (кого?) скрипача. Ожидал  (кого?) врача. Видел  (кого?) силача.

 

134. Измените выделенные слова так, чтобы в них появился слог -щу или -чу.

Чистить вещи — я чищу вещи.
Искать клещи — я ищу клещи.
Тащить ящик — я тащу ящик.
Пустить кораблик — я пущу кораблик.
Лететь на самолёте — лечу на самолёте.
Стучать молотком — стучу молотком.

Составьте с двумя сочетаниями слов предложения и запишите их.

Я пущу свой кораблик по реке.
Я делаю скворечник и усердно стучу молотком.

135. Помогите Ане и Ване составить текст по опорным словам.

Чапка, пушистый хвост, мыши, дача, рыжий кот, Гриши, чулан, ловил мышей, вдруг, однажды, скоро

Летом мальчик Гриша отдыхал на даче. Там жил кот по имени Чапка. У него был длинный и пушистый хвост. Чапка ловил мышей. Однажды рыжий соседский кот залез в дом. Его не интересовали мыши. Кот пробрался к миске с едой. Скоро миска была пуста. Вдруг из чулана выскочил Чапка и схватил рыжего кота за загривок. Чужой кот взвыл и убежал. Вот так Чапка прогнал вора.

136. Прочитайте предложения. Подберите к данным словам такие слова-родственники, чтобы в них было буквосочетание чк или чн.

Туча — тучка, река — ..., рука — ..., ёлка — ..., белка — ... .
Ночь — ночной, дача — ..., скука — ..., молоко — ... .

Туча — тучка, река — речка, рука — ручка, ёлка — ёлочка, белка — белочка .
Ночь — ночной, дача — дачный, скука — скучный, молоко — молочный.

137. Прочитайте предложения. Спишите. Подчеркни буквосочетания щн, чн.

Щука - речная рыба.
Лев, тигр - хищные животные.
Трактор, вездеход - мощные машины.
Математика - точная наука.

138. Прочитайте рассказ. Озаглавьте его. Зашите, вставляя, где надо, пропущенные буквы.

   Синич..ка - небол..шая птич..ка. Она мен..ше воробья. У неё чёрная г..ловка и белые щёч..ки. Грудка у синич..ки жёлтен..кая‚ а спинка зеленоватая.
   Живёт эта птич..ка в л..сах и с..дах. В гор..де мы её видим в парках и скверах. Там на д..ревьях и кустарниках она находит себе пищ.. . Питается синица насекомыми и их личинками.

Синичка

   Синичка - небольшая птичка. Она меньше воробья. У неё чёрная головка и белые щёчки. Грудка у синички жёлтенькая‚ а спинка зеленоватая.
   Живёт эта птичка в лесах и садах. В городе мы её видим в парках и скверах. Там на деревьях и кустарниках она находит себе пищу. Питается синица насекомыми и их личинками.

139. Спишите сочетания слов, вставляя пропущенные буквы. «Узелки на память» помогут вам верно написать буквосочетания чк,  чн,  щн.

Пшеница - пшеничный хлеб.
Яблоко - яблоч...ый пирог.
Огурец - огуреч...ая грядка.
Овощи - овощ..ой суп.

Пшеница - пшеничный хлеб.
Яблоко - яблочный пирог.
Огурец - огуречная грядка.
Овощи - овощной суп.