Звуки и буквы. Слог. Ударение

Страница 35-53 Ответы к разделу учебника Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.

44.  Прочитайте весёлые стихи Михаила Яснова. Сравните выделенные слова с моделями слов. Где прячется ошибка?
Среди ветвей туман повис.
В траву слетает жёлтый ЛИС.
Ребята смеются, купаясь в реке.
Плакучая ИРА стоит вдалеке.

Лис - лист, Ира - ива. 

45. Рассмотрите рисунок Звукограда. Как вы думаете, почему в одних домиках живут по четыре звука, в других - по два, а в третьих - по одному? Почему в некоторых домиках занавески на окошках одного цвета, а в других - разных цветов?

Расскажите все, что вы знаете о гласных и согласных звуках.

В русском языке гласных букв десять: а,   о,   э,   и,   у,   ы,   е,   ё,   ю, я.  

Гласных звуков шесть: [и],   [ы],   [у],   [э],   [о],   [а].  

     Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки.  Они состоят только из голоса. Гласные можно легко  тянуть, петь.    

    Гласные звуки бывают ударными и безударными:   во?ды,   вода?.    

Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума.  
Согласные, которые состоят только из шума, называются глухими.  
Согласные, которые состоят из шума и голоса, называются звонкими.  

        Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, например:  

                        [ б ] был – [ б` ] бил;       [ т ] ток – [ т` ] тёк.         
Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают  парными и непарными: 
              [ б ] - [ б` ]       (парные по твёрдости/мягкости);  

            [ з ] - [ с ]         (парные по звонкости/глухости);  

            [ ш ], [ ж ], [ ц ]     (непарные твёрдые согласные);  

            [ ч` ], [ш`], [ й` ]         (непарные мягкие согласные).    

          Согласные парные по твёрдости / мягкости  

Твёрдые:  [б],  [в],  [г],  [д],  [з],  [к],  [л],  [м],  [н],  [п],  [р],  [с],  [т],  [ф],  [х].
Мягкие:  [б`], [в`],[г`],[д`],[з`],[к`],[л`],[м`],[н`],[п`],[р`],[с`],[т`],[ф`],[х`].

          Согласные непарные твёрдые: [ж], [ш], [ц]. 
        Согласные непарные мягкие: [ч`], [ш`], [й`]. 
        Согласные парные по звонкости / глухости  
             Звонкие:  [б],  [б`],    [в],  [в`],    [г],   [г`],    [д],  [д`],    [ж],    [з],  [з`].
             Глухие:    [п],  [п`],    [ф],  [ф`],  [к],  [к`],    [т],  [т`],  [ш],    [с],  [с`].

       Согласные звонкие непарные: [й], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`]. 
       Согласные глухие непарные: [х], [х`], [ц], [ч`], [ш`]. 

46.  Объясните, какими звуками различаются пары слов.
Мёд — лёд,  голос — колос,  дом — том, коса — коза, лупа — лапа.

Мёд — лёд,  голос — колос,  дом — том, коса — коза, лупа — лапа.

47. Рассмотрите изображение Буквограда. Что вы можете сказать о буквах, живущих на каждой из улиц? Какие буквы не попали ни на одну улицу? Почему?

Буквы Аа, Оо, Уу, Ии, Ыы, Ээ, Ее, Ёё, Яя живут на улице Гласные.

буквы Бб, Вв, Гг, Дд, Жж, Зз, Йй, Кк, Мм, Нн, Пп, Рр, Сс, Тт, Фф, Хх, Цц,
Шш, Щщ живут на улице Согласные.

Буквы ъ и ь не попали ни на одну из улиц, поскольку не дают звуков.

48.  Прочитайте, поставьте буквы в правильном порядке. Запишите словарные слова.
Учнкеи, маильчк, росока, миподор.

Ученик, мальчик, сорока, помидор.

49. Допишите предложения.
Звуки мы ... . записываем и читаем.
Буквы мы ... . слышим и произносим.

Звуки мы слышим и произносим.
Буквы мы записываем и читаем.

50. Прочитайте пословицу. объясните её смысл и спишите.
Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки.

Сначала необходимо научиться читать и писать, это поможет изучать все другие науки.

51. Прочитайте алфавит. Какие буквы пропущены? Назовите их.

А, Б, В, Г, .., Е, Ё, Ж, З, И, .., К, .., М, Н, О, П, Р, С, Т, У, .., Х, Ц, .., Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, .. , Ю, Я.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

52.  Поставьте имена собственные в алфавитном порядке. Спишите. Подчеркните название озера.
Волга, Ангара, Байкал, Днепр, Енисей, Лена, Обь, Нева, Кама, Медведица, Селенга, Иртыш, Цна, Печора, Яуза, Урал, Тверца, Чусовая.

Ангара, Байкал, Волга, Днепр, Енисей, Иртыш, Кама, Лена, Медведица, Нева, Обь, Печора, Селенга, Тверца, Урал, Цна, Чусовая, Яуза.

53. Чтобы легче запомнить буквы алфавита, прочитайте стихотворение А. Шибаева.

     Азбука-река

Мы по течению реки
плывём, считаем островки:
А, БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, Е, Ё, ЖЭ
(восьмой проехали уже),
ЗЭ, И, И краткое, КА, ЭЛЬ
(не сесть бы где-нибудь на мель),
ЭМ, ЭН, О, ПЭ, ЭР, ЭС, ТЭ, У
(- Плывёшь ли, Машенька? - Плыву!)
ЭФ, ХА, ЦЭ, ЧЕ, ША, ЩА
Пустяк пройти осталось:
твёрдый знак, Ы, мягкий знак да Э, Ю, Я.
Вот и прощай, река моя!
(А островков-то - посмотри -
Не так уж мало: тридцать три!)

54. Различаете ли вы название буквы и звук, который она обозначает?
Назовите правильно все буквы русского алфавита.

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Докажите, что алфавит помогает людям быстро найти фамилии друзей в записной книжке... Расскажите, где ещё может быть использован алфавит. Чем он удобен?

Фамилии в записной книжке написаны в алфавитном порядке. Алфавит используют в библиотеке, в поликлинике и любых других картотеках, в классном журнале.

А, БЭ, ВЭ, ГЭ, ДЭ, Е, Ё, ЖЭ, ЗЭ, И, И КРАТКОЕ, КА, ЭЛЬ, ЭМ, ЭН, О, ПЭ, ЭР, ЭС, ТЭ, У, ЭФ, ХА, ЦЭ, ЧЕ, ША, ЩА, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

55. Прочитайте имена ребят и запишите в алфавитном порядке.
Григорий, Евгений, Анна, Алла, Зинаида, Василий, Егор, Елена, Александр, Ольга, Геннадий, Виктор, Олег.

Александр, Алла, Анна, Василий, Виктор, Геннадий, Григорий, Евгений, Егор, Елена, Зинаида, Олег, Ольга.

56.  Запишите по алфавиту слова из орфографического словарика. Вставьте пропущенные буквы.
Р..бота, р..бята, огород, огурец, к..пуста, к..ртина, уч..ник, учебник, т..традь, тр..мвай.

Капуста, картина,  огород, огурец,  работа, ребята, тетрадь, трамвай, учебник, ученик.

57. Прочитайте стихотворение Я. Козловского. Какие «высочайшие права» даны буквам?

Прапрадедовской порой
Встали буквы в чёткий строй.
Строй как строй,
Да не простой.
Он зовётся АЛФАВИТ,
Всюду путь ему открыт.
Буквы разуму верны.
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова.

Буквам даны высочайшие права образовывать слова.

58. Прочитайте стихотворение В. Берестова. Что поэт говорит о гласных и согласных звуках? В чём их особенность?

Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Ссс... — змеиный слышен свист.
Шшш... — шуршит опавший лист.
Жжж... — шмели в саду жужжат.
Ррр... — моторы тарахтят.

Какими гласными можно передать вой ветра? Плач ребёнка? Какие согласные передают тарахтение мотора, шуршание листьев, жужжание шмеля и шипение змеи?

Ууу - вой ветра.
Ааа - плач ребенка.

Ррр - тарахтение мотора.
Шшш - шуршание листьев.
Жжж - жужжание шмеля.
Ссс - шипение змеи.

59. Догадайтесь, какие слова здесь написаны. Сначала прочитайте слова, в которых пропущены буквы согласных звуков, а затем слова, в которых пропущены буквы гласных звуков.

В каком случае легче угадать слово ? Почему?
Запишите отгаданные слова.

Однажды, скоро, вдруг, ручка, тетрадь, карандаш, ученик.

60. Составьте друг для друга "угадайки". Запишите слова сначала с помощью одних только букв, обозначающих гласные звуки, а потом только с помощью букв, обозначающих согласные звуки.

_О_О_А     С_Р_К_            __О_А         ШК_Л_
сорока                                          школа

61.  Найдите звуковую схему для каждого слова в паре. Какими звуками различаются слова в каждой из строчек? 

Слова различаются по твердости-мягкости звука. Угол-уголь - схемы расположены правильно, дело-тело и рис - рысь - поменять схемы местами.

62.  Проверьте, правильно ли Аня составила звуковые схемы слов.

зима - правильно
сила - в 1-м кружке волна вместо прямой.
кошка - в 3-м не волна, а прямая, и не хватает полукруга внизу

63.  Прочитайте скороговорки. Спишите одну из них по вашему выбору.
Марина Мальвину кормила малиной.
Все бобры добры до своих бобрят.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Найдите и выпишите слова, соответствующие звуковым схемам:...

Марина Мальвину кормила малиной.
1) Марина
2) бобрят
3) бобры
4) сушку

64.  Прочитайте текст. Подумайте, как его можно озаглавить. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Сделайте звуковые схемы выделенных слов.
                                           * * *
Однажды р..бята забрались в птичник. Очень хотелось им гусят посмотреть. Только хотел Митя взять гусёнка, а гуси вдру.. как зашипят! Испугались р..бята, бегут, спотыкаются. А гуси от них не отстают, щиплют за пятки. За дело шалуны и наказаны.

                                          Ребята в птичнике
Однажды ребята забрались в птичник. Очень хотелось им гусят посмотреть. Только хотел Митя взять гусёнка, а гуси вдруг как зашипят! Испугались ребята, бегут, спотыкаются. А гуси от них не отстают, щиплют за пятки. За дело шалуны и наказаны.

В нашей версии учебника никакие слова не выделены, а задание сделать звуковые схемы никто не отменял. Напишите нам в комментариях, какие слова у вас выделены, чтобы мы могли разместить для вас схемы к ним.

 

65. Прочитайте стихотворные строки и сравните их звучание.

Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна...

А. Пушкин

Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов, Пара барабанов,
Пара барабанов Пара барабанов
Била бурю. Била бой!

Р. Сеф

Какие строки звучат плавно, напевно? Обратите внимание, какими, звуками (гласными или согласными) заканчиваются в них слова.

Какие звуки помогают услышать бой барабанов? Какие это звуки - гласные или гласные?

Строки Пушкина звучат плавно, напевно, слова в них оканчиваются на гласный.
Бой барабанов передает согласный звук [б].

66. Подумайте, какие звуки речи могут передавать звуки окружающего мира (крик кукушки, жужжание пчелы, шелест падающих листьев, звон колоколов, грохот грома.).

Кукушка кукует в лесу: "Ку-ку, ку-ку".
Над поляной громко жужжат пчелы: "Жжж".
Колокол разливался: "Динь-дилинь!"
Раскатистый гром прогрохотал: "Бабах!"

Прочитайте стихотворение. Найдите в нём звукоподражательное слово. Составьте с ним предложение и запишите его.
Скажи погромче слово «Гром» —
Грохочет слово, словно гром.
Скажи потише: «Шесть мышат» —
И сразу мыши зашуршат.
Скажи: «Кукушка на суку» —
Тебе послышится: «Ку-ку».

Кукушка кукует в лесу: "Ку-ку, ку-ку".

67. Рассмотрите модели слов.

Запишите слова. Сравните их произношение и написание. Произнесите последний звук в каждом слове. Он глухой или звонкий?

Подумайте, всегда ли слова пишутся так, как они произносятся.(нет) Докажите своё мнение примерами.

Арбуз [арбус], ананас [ананас], луг [лук], лук [лук].

Примеры: дуб [дуп], вода [вада].

68. Выпишите слова, написание которых расходится с произношением.

1. Рукав, зуб, суп, крот, гараж.
2. Лиса, лесник, родник, водный, утёс, дела.

Подчеркните в этих словах буквы, написание которых надо проверить.

1. Рукав, зуб, гараж.
2. Лесник, родник, дела.

69.  Прочитайте и отгадайте загадку Самуила Маршака. Найдите слова, в которых последняя буква читается не так, как пишется.
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)

Дуб, зуб.

70. Прочитайте Анин пересказ текста Л. Воронковой.

Первый снег

      Подул студёный ветер. Застыла грязь на дороге. Лужицы промёрзли до самого дна. Деревня стала тёмная и скучная.
      И вдруг пошёл снежок. Снежинки падали так густо, что не было видно даже соседнего двора. Они ложились на грязь на дороге, и на крыши, и на деревья. Деревня стала вся белая. А потом выглянуло солнышко и снег заблестел.

Расскажите, как снег изменил всё вокруг. Запишите выделенные слова. Расходится ли их написание с произношением? (да)

Ветер, грязь, дороге, деревня, снежок, двора, деревья, снег.

71. Определите, какая орфограмма есть во всех словах. (ЖИ-ШИ)

Лужи, лыжи, уши, кувшин, ежи, ножи, чижи, пружина, машина.

Запишите слова в алфавитном порядке.

Ежи, лужи, кувшин, лыжи, машина, ножи, пружина, уши, чижи.

72. Прочитайте стихотворные строки.

Зимой по улице беж..т,
А летом в комнате леж..т.
Но, только осень настает,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой п..ртфель.

Карандаш в п..нале мается,
Но зато он не л..мается.
Ручка в т..сноте находится,
Но зато легко находится.
В. Берестов

Какие буквы пропущены? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Бежит, лежит - сочетание ЖИ-ШИ пишем с И;
портфель, пенале - словарные слова, их надо запомнить;
ломается (лом), тесноте (тесный) - проверяемые безударные гласные в корне.

Бежит, лежит, портфель, пенале, ломается, тесноте.

73. Вспомни несколько слов с непроверяемым написанием. Запиши их в алфавитном порядке.

Алфавит, вдруг, город, деревня, картина, месяц, народ, огород, улица, сапог, тетрадь, язык.

74. Рассмотрите фантастических животных, которых придумал И. Н. Горелов. Угадайте, кто на рисунке "мамлыня", а кто "жаваруга". Какие звуки подсказали ответ? Составьте одно-два предложения с этими словами.

Мамлыня - доброе существо, слово читается плавно и протяжно. Жаваруга - злое, звуки твердые, жужжащие и рычащие.

Мамлыня радостно улыбается прохожим. Жаваруга злобно рычит и кусается.