Страница 92-97. Ответы к уроку Ударение. Ударный слог
152. Прочитайте строки из стихотворения Я. Козловского. Знаете ли вы такие слова?
Мы слова из русской речи,
Из родного языка!
Одинаково нас пишут,
Но... по-разному нас слышат.(Омонимы)
153. Прочитайте пары слов. В чём их сходство и различия?
Кру?жки ? кружки?, за?мки ? замки?,
Стре?лки ? стрелки?, пла?чу ? плачу?.
? Составьте предложения со словами любой пары.
Кру?жки ? это стакан;
кружки? ? это секции;
за?мки ? это старинные здания;
замки? ? средство охраны;
стре?лки ? линия в ту или иную сторону;
стрелки? ? люди, которые стреляют из чего либо;
пла?чу ? отдаю плату за тот или иной предмет;
плачу? ? лью слезы
Маша помыла все кружки. Малыши раскрашивали кружки.
154. Прочитайте друг другу стихи Я. Козловского. Какие слова мы одинаково пишем, но по?разному слышим? Почему?
Косит косец, а зайчишка косит,
Трусит трусишка, а ослик трусит.
В ведёрко руки окуни,
Не бойся: это окуни.
Спишите стихи. Поставьте в словах знак ударения. Объясните, какую роль выполняет в слове ударение.
Ко?сит косец, а зайчишка коси?т,
Тру?сит трусишка, а ослик труси?т.В ведёрко руки окуни?,
Не бойся: это о?куни.От ударения зависит смысл слова.
155. Произнесите пары слов: тру?сит ? труси?т, за?мок ? замо?к. Сравните слова по звучанию и смыслу.
Тру?сит - труси?т, за?мок - замо?к.
Слова каждой пары одинаково пишутся, но разные по звучанию.
156. Прочитайте слова с верным ударением. Запишите слова. Поставьте в них ударение. В словах шофёр и свёкла знак ударения ставить не нужно.
Шофёр, щавель, свёкла, договор, портфель, столяр, магазин, углубить;
занял ? заняли ? заняла;
понял ? поняли ? поняла;
позвонишь ? позвонит ? позвоним ? позвонят.
Шофёр, щаве?ль, свёкла, догово?р, портфе?ль, столя?р, магази?н, углуби?ть; за?нял - за?няли - заняла?; по?нял - по?няли - поняла?; позвони?шь - позвони?т - позвони?м - позвоня?т.
157. Объясните, имеет ли значение для общения людей умение правильно ставить ударение в словах.
Прочитайте слова из орфоэпического словарика «Говори правильно». Выпишите те из них, которые твои знакомые произносят с неправильным ударением.
Догово?р, позвони?т, позвони?шь, свёкла, столя?р, щаве?ль, шофёры.
158. Измените место ударения так, что получилось слово с другим значением. Запишите слова парами. Поставьте в словах знак ударения.
Кру?жки — ...,
пла?чу — ...,
по?лки — ...,
стре?лки — ...,
гво?здики — ... ,
бе?лки — ... .
Составь предложения с любой парой слов. Запиши предложения.
Кру?жки — кружки?,
пла?чу — плачу?,
по?лки — полки?,
стре?лки — стрелки?,
гво?здики — гвозди?ки,
бе?лки — белки?.Я режу лук и плачу. Я сам плачу за покупку в магазине.
Папа купил гвоздики, чтобы смастерить скворечник. Алые гвоздики растут под окном.
159. Прочитайте стихи Я. Козловского.
Мне слово «чудно»
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на «о», -
Исчезло «чудно»,
Родилось «чудно».
На двери замка
Нет замка.
Живёт щегол здесь
Первый щёголь.
И утром белка
Из белка
Ему сбивает
Гоголь-моголь.
Запишите пары слов, которые совпадают по написанию, но различаются ударением.
Чу?дно - чудно?, за?мка - замка?, бе?лка - белка?.
160. Прочитайте слова. Расскажите, могут ли слова с одинаковым написанием иметь разное значение. (да) Спишите пары слов. Обозначьте ударение.
хло?пок – хлопо?к
су?шу – сушу?
со?лью – солью?
кру?жки – кружки?стои?т – сто?ит
мо?ю – мою?
тру?сить – труси?ть
за?мки – замки?
Составьте устно предложения с любой парой слов.
Я мою свой велосипед. Мою игрушечную машину я подарил брату.
161. Прочитайте предложения. Запишите их. Поставьте знак ударения над выделенными словами. Как вы догадались, что это разные слова?
Солнце се?ло за гору. Село? спит.
Лена занимается в спортивном кружке?. В глиняной кру?жке налито молоко.
162. Прочитайте слоговые схемы, выделяя голосом ударный слог. К каждой схеме подберите слова с тем же ударным слогом.
ла-ла-ла? ла-ла?-ла ла?-ла-ла
Слова для выбора: огурец, корова, весело, молодец, сорока, девочка, магазин, капуста, комната.
ла-ла-ла? ла-ла?-ла ла?-ла-ла
огурец корова весело
молодец сорока девочка
магазин капуста комната
163. Прочитайте стихи.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Грызёт Алёнушка ирис,
А вышивает ирис.
Я. Козловский
Запишите слова, которые пишутся одинаково. Поставьте в этих словах знак ударения.
Приведите свои примеры слов, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.
Придумайте предложения с подобранными словами.
Ири?с - и?рис
Атла?с - а?тлас, стре?лки - стрелки?, ду?хи - духи?, за?мок - замо?к.
За лесом виднелся старинный замок. На двери висел бльшой замок.
164. Прочитайте скороговорку. Постарайтесь произнести её как можно быстрее и без запинок.
Задали в школе детям урок:
Прыгают в поле сорок сорок.
Десять взлетели, сели на ели.
Сколько осталось
В поле сорок?
Где прыгают сорок сорок? Запишите ответ на этот вопрос.
Сорок сорок прыгают в поле.