Страница 61-75. ГДЗ к теме русского языка Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их буквами
87. Рассмотрите модели слов. Сравните произношение последних звуков в каждой паре слов. Чем различаются звуки? (мягкие и твердые)
Как обозначена на письме мягкость согласных? (с помощью мягкого знака)
Запишите слова, обозначьте количество звуков и букв в каждом слове по образцу. Образец. Лось —
Пёс - 3 звука, 3 буквы.
Лось - 3 звука, 4 буквы.
Портфель - 7 звуков, 8 букв.
Пенал - 5 звуков, 5 букв.
88. Спишите предложение. Подчеркните знак, указывающий на мягкость согласного звука в конце слова.
Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень!
Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень!
89. Распределите слова в две группы: 1) с мягким согласным звуком в конце; 2) с твёрдым согласным звуком в конце.
Сирень, клён, двор, дверь, ел, ель, тетрадь, слон, окунь, рис, рысь, мальчик, брат, брать, кот, сеть, мебель.
Мягкость парных согласных в конце слова обозначается Ь. Согласные й, ч, щ обозначают ВСЕГДА мягкий звук. А согласные ц, ш, ж - ВСЕГДА твёрдые.
1) Сирень, дверь, ель, тетрадь, окунь, рысь, брать, сеть, мебель.
2) Клён, двор, ел, слон, рис, мальчик, брат, кот.
90. Прочитайте и запишите слова. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Кол, соль, сон, конь, полка, полька, нос, лось, плов, морковь.
Кол, соль, сон, конь, полка, полька, нос, лось, плов, морковь.
91. Запишите слова. Подчеркните одной линией буквы, которые обозначают непарные твёрдые согласные звуки, а двумя линиями буквы, которые обозначают непарные мягкие согласные звуки.
Цапля, чашка, жук, лай, щека, стайка, шорох, щука, чужой, ширина, шагать.
92. Как на письме показать, что что последний звук в каждом слове мягкий? (вставить ь) Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
Кон.., кон…ки, лос…, авос..ка, пал..то, собол.., гал..ка.
Конь, коньки, лось, авоська, пальто, соболь, галька.
93. Как на письме показать, что последний звук в каждом слове мягкий? (поставить ь) Правильно ли выполнила задание Аня? (нет) Исправьте ошибки и запишите слова.
Мель, ел, брат, угол, сталь, даль, цел, быль, пыл, морозь, вес.
Мель, ель, брать, уголь, сталь, даль, цель, быль, пыль, морозь, весь.
94. Спишите предложения. Сравните выделенные слова по числу звуков и букв. (количество звуков и букв одинаково) Есть ли разница в значении этих слов? (Да)
У доски лежит мел. Лодка села на мель. Витя ел банан. Ель — хвойное дерево.
У доски лежит мел. Лодка села на мель. Витя ел банан. Ель — хвойное дерево.
95. Соберите рассыпавшиеся слова и запишите.
Сло… тет...‚ бук.… | -варь, -ведь,
мед…, фев.… ян….| -радь‚ -раль.
Спишите предложение.
Почему слова - названия месяцев попали в орфографический словарик? Придумайте и запишите два-три предложения с этими словами.
Словарь, тетрадь, букварь, медведь, февраль, январь.
Декабрь, январь, февраль — это зимние месяцы.В декабре выпал первый снег. В январе много весёлых праздников. Февраль - последний месяц зимы.
96. Прочитайте строки из стихотворение А. Пушкина.
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд.
Найдите в тексте слова с мягким знаком. Для чего мягкий знак пишется в этих словах? (для обозначения мягкости предшествующего согласного) Спишите стихотворные строки.
97. Подберите к данным словам слова родственники с мягким знаком в середине.
окунь - окуньки | огонь - ...
уголь - ... | стебель - ...
день - ... | пень - ....
Окунь - окуньки, огонь - огоньки, уголь - угольки, стебель - стебельки, день - деньки, пень - пеньки.
98. Допишите предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.
Сегодня солнечный день.
Медведь - сильный зверь.
Корабль сел на мель.
В жару хорошо спрятаться в тень.
99. Прочитайте слова. На какой вопрос они отвечают: кто? или что? Почему? Запишите сначала названия птиц, потом - зверей, а затем - рыб.
Журавль, карась, медведь, гусь, окунь, снегирь голубь, лось, рысь, сельдь, свиристель, лань, олень, хорь, соболь, тюлень.
Птицы: журавль, гусь, снегирь, голубь, свиристель.
Звери: медведь, лось, рысь, олень, хорь, лань, соболь, тюлень
Рыбы: карась, окунь, сельдь.
100. Рассмотрите рисунки. Кто на них изображён? Что происходит? Где? Какой совет вы дадите детям?
Составьте рассказ по рисункам. Запишите два-три предложения из своего рассказа.
Совет: нельзя кататься по тонкому льду рек и озёр.
Егор взял коньки и пошёл кататься на озеро. Неожиданно лёд под ним затрещал. Егор оказался в ледяной воде. Он еле успел схватиться за край полыньи и позвать на помощь. Его крики услышал проходивший мимо мальчик Ваня. Он бросил Егору шарф и помог выбраться на берег. Егор промок и простудился. Мама лечила его лекарствами. Ваня навещал больного друга. Теперь Егор запомнил, что нельзя кататься по тонкому льду.
101. Прочитайте слова. Какую роль выполняет в них мягкий знак (ь)? (обозначает мягкость предшествующего согласного)
Мальчики, коньки. Ольга, письмо.
Составьте с данными словами два-три предложения.
Мальчики пошли кататься на коньках. Ольга написала письмо бабушке.
102. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Спишите пословицы. Разделите слова с мягким знаком в середине для переноса.
1. Мень-ше говори, боль-ше делай. (не нужно пустых разговоров)
2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. (нужно не лениться, а трудиться)
3. Не на поль-зу читать, коли толь-ко вершки хватать. (читать нужно внимательно, вдумчиво)
103. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выпишите из текста слова, в которых мягкий знак (ь) указывает на мягкость согласного звука.
* * *
Игорь Кольцов — ученик музыкальной школы. Ему восемь лет. Дома у Игоря есть рояль. Игорь любит играть вальсы и петь. Учитель Семён Львович хвалит своего ученика. Скоро Игорь будет выступать на сцене.
Игорь Кольцов
Игорь, Кольцов, музыкальной, восемь, рояль, играть, вальсы, петь, учитель, Львович, выступать.
104. Прочитайте слова. В каких словах первый звук является мягким? Выпишите их.
Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, магазин, матч, лужайка, табуретка, ноябрь, поезд, билет, вода, бутон, весна.
Объясните, как обозначена мягкость согласных звуков в словах, которые вы выписали.
Люк, нёс, мяч, лес, мир, тюльпан, няня, пир, билет, весна.
Мягкость согласных обозначена гласными е,ё,и,ю,я, стоящими после согласных.
106. Объясните, как обозначена мягкость согласного звука [д’] в скороговорке.
Дима и Дина делили дыни.
Дима и Дина делили дыни.
Мягкость согласных обозначена гласными е, и, стоящими после согласных.
107. Спишите слова парами. Подчеркните буквы, указывающие на твёрдость согласного звука.
Мал — мял, нос — нёс, мэр — мел, лук — люк, мыл — мил.
Мал — мял, нос — нёс, мэр — мел, лук — люк, мыл — мил.
108. Какие буквы ударных гласных звуков пропущены? Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.
1. Лара и Кс..ша пробуют сл..дкий м..д. 2. У крыльца р..с большой кл..н. 3. На огороде растёт св..кла. 4. Н..на л..бит свою сеСтраница (ы).нку. 5. Пт..цы клевали з..рна
1. Лара и Ксюша пробуют сладкий мёд. 2. У крыльца рос большой клён. 3. На огороде растёт свёкла. 4. Нина любит свою сестрёнку. 5. Птицы клевали зёрна.
109. Сравните пары слов по звучанию, написанию и значению. Какими буквами они различаются? Сравните слова по смыслу. (смысл разный)
1) Брат – брать, мел – мель, хор – хорь, банка – банька. 2) Нос – нёс, лук – люк, Тома – Тёма, мыло – мило.
Спишите пары слов. Подчеркните буквы гласных звуков, которые указывают на мягкость согласных звуков. Для двух пар слов по вашему выбору сделайте звуковые схемы.
1) Брат – брать, мел – мель, хор – хорь, банка – банька. 2) Нос – нёс, лук – люк, Тома – Тёма, мыло – мило.
брат – брать
мел – мель
110. Запишите сначала слова, в которых буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость согласного звука, а потом слова, в которых эти буквы обозначают два звука.
Ветка, пьёт, подъём, ручьи, Алёша, зяблик, маяк, поют, друзья, ёжик, берёза, люстра.
1) Ветка, Алёша, зяблик, берёза, люстра.
2) Пьёт, подъём, ручьи, маяк, поют, друзья, ёжик.
111. Прочитайте строки из стихотворение С. Михалкова «Песенка друзей». Спишите. Подчеркни буквы, которые обозначают два звука.
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
112. Прочитайте пары слов. Найдите в них буквы, которые обозначают парные по твёрдости-мягкости согласные звуки.
Запишите любую группу слов так: один из вас диктует, а другой пишет. Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
1. Мак - мял, град - грядки, радость - рябина, дача - дятел, уголёк-уголок, плёнка - плот.
2. Лупа - Люба, сад - сядь, лук - люк, рубашка - рюкзак.
113. Переставьте предложения, чтобы получился рассказ. Повторяющиеся слова заменяйте словами её, у неё. Придумайте заглавие и запишите получившийся текст.
* * *
Глаза у Ютки зелёные. У нас есть маленькая кошечка. Шерсть у Ютки серая с полосками. Зовут нашу кошку Ютка. Все дети любят Ютку.
Ютка
У нас есть маленькая кошечка. Зовут нашу кошку Ютка. Глаза у Ютки зелёные. Шерсть у Ютки серая с полосками. Все дети любят Ютку.
114. Распределите слова в две группы:
1) слова, в которых мягкость согласного обозначена мягким знаком (ь);
2) слова, в которых мягкость согласного обозначена с помощью букв е, ё, и, ю, я.
Репка, поле, конь, дядя, свет, огонь, гусь, дом, даль, малина, соль, коза, лошадка, козлик, галька, банька.
Запишите слова по группам. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Какие слова не попали ни в первую, ни во вторую группу? Почему?
1) Конь, огонь, гусь, даль, соль, галька, банька.
2) Репка, поле, дядя, свет, малина, козлик.
Не попали в группы слова коза, дом, лошадка. В них нет мягких звуков.
115. Прочитайте текст.
Спишите текст. Подчеркните в словах буквы мягких согласных звуков. Как обозначена мягкость согласных звуков?
Галка
У Артёма была ручная галка. Она ела из рук, улетала на волю и прилетала назад.
Однажды из дома пропали кольцо и очки.
Всей семьёй искали эти вещи, но не нашли.
Вечером Артём играл во дворе с друзьями.
Он увидел, что галка сидит на дереве и запихивает клювом очки в дупло.
Так и нашли пернатого воришку.
116. Игра «Весёлые превращения».
Подберите к данным словам такие слов в которых подчёркнутые буквы обозначают мягкие звуки.
Угол, мал, лук, мол, кон, вес, пыл, был, тапка, полка, тук.
Запишите слова парами по образцу.
Образец. Угол - уголь, мал - мял.
Угол - уголь, мал - мял, лук - люк, мол - моль, кон - конь, вес - весь, пыл - пыль, был - бил, тапка - тяпка, полка - полька, тук - тюк.
117. Запомните, как правильно произносить слово шофёр. Прочитайте стихотворные строки из поэмы Влади-мира Маяковского «Кем быть».
Кондуктору хорошо,
а шофёру - лучше,
я б в шофёры пошёл -
пусть меня научат....
Прочитайте стихотворение и запомните слово шофёр.
118. Прочитайте стихотворные строю С. Маршака. Как в них использованы слова надевать и надеть?
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать...
Надевать он стал пальто-
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши
Говорят ему: «Не ваши!»...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Запишите ответ на вопрос: что надевал на себя человек рассеянный?
Человек рассеянный надевал на себя рубашку, пальто, гамаши, сковороду.
119. Запишите предложения, вставляя слово надел(а) или одел(а).
1. Мальчик ... шапку и вышел на улицу.
2. Девочка ... куклу в бальное платье.
З. Дедушка ... маленького внука в тёплую шубку.
Подчеркните буквы мягких согласных звуков. Каким способом обозначена их мягкость?
1. Мальчик надел шапку и вышел на улицу.
2. Девочка одела куклу в бальное платье.
3. Дедушка одел маленького внука в тёплую шубку.