Страница 98-111. Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме

165. Прочитайте слова. Запишите. Поставьте в них ударение. Подчеркните буквы безударных гласных звуков.

Гора?, врачи?; лиса?, леса?, пятно?.

166. Вместе с Аней и Ваней допишите пары слов. Объясните, какими буквами обозначены безударные гласные звуки.

Шкафы? - шкаф, носы? - нос, кроты? - крот, поля? - по?ле, моря? - мо?ре, дворы? - двор.
Коза? - ко?зы, гроза? - гро?зы, пятно? - пя?тна, лиса? - ли?сы, гора? - го?ры, перо? - пе?рья.

Безударные гласные можно проверить, подобрав такое родственное слово, в котором на эту гласную падает ударение.

167. Прочитайте пары слов. Подумайте, какую букву для обозначения безударного гласного звука следует писать.

Лес - л..са, след - сл..ды‚ стены - ст..на‚ море - м..ря, зимушка - з..ма‚ гриб - гр..бы‚ цвет - цв..тной, хлеб - хл..ба.

Запишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение. Подчеркните в каждой паре слов буквы гласных звуков, которые пишутся одинаково в ударном и безударном слогах.

Лес - леса?, след - следы?‚ сте?ны - стена?‚ мо?ре - моря?, зи?мушка - зима?‚ гриб - грибы?‚ цвет - цветно?й, хлеб - хлеба?.

168. Прочитайте пары слов. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

М..сты - мост, ш..ры - шар, хв..сты -хвост, с..мы - сом, сл..ны - слон, с..сна - сосна, гл..за - глаз‚ с..ды - сад, м..ржи - морж, кр..я- край, к..ты - кот.

Мосты - мост, шары - шар, хвосты -хвост, сомы - сом, слоны - слон, сосна - сосна, глаза - глаз‚ сады - сад, моржи - морж, края - край, коты - кот.

169. Прочитайте предложения. Отгадайте загадку. Скажите, какие буквы пропущены в словах. Как их проверить?

На дв..ре тр..ва, на тр..ве др..ва.
На дв..ре г..рой‚ а в избе в..дой.

Выпишите слова с пропущенными буквами вместе с подобранными проверочными словами по образцу. Образец. На дворе — двор, на траве — … 

На дворе? - двор,  трава? - тра?вка, на траве? - тра?вка, дрова? - дров,  горо?й - го?рка‚  водо?й - во?дный.
Ответ на загадку: снег.

170. Читайте друг другу слова по строкам и объясняйте написание пропущенных букв.

Слёзы, сл..за, со сл..зами.
Заряд, зар..дил‚ разр..дил.
Взгляд, гл..дит‚ гл..деть.
Тёмный, т..мнеть‚ т..мнота.

Запишите любые три строки, вставляя пропущенные буквы.

Слёзы, слеза, со слезами.
Заряд, зарядил‚ разрядил.
Взгляд, глядит‚ глядеть.
Тёмный, темнеть‚ темнота.

171. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Что отражает ваше заглавие - тему или главную мысль.

   Был тёплый зимний д..нёк. Хлопьями падал мягкий сн..жок. Пушистые лёгкие сн..жинки кружились в воздухе. После уроков на школьный двор выбежали р..бята. Они стали играть в сн..жки и лепить сн..говика.
   Коля скатал большой снежный ком. Аня вставила снеговику два уголька вместо глаз.
   Хорош получился сн..говик!

Запишите слова с безударными гласными звуками вместе с проверочными словами. К какому слову вы не смогли подобрать проверочное слово? Почему? (Ребята. Это словарное слово)

Заголовок "Зимний денёк" отражает тему текста.

Денёк (день), снежо?к (снег), снежи?нки (снег), снежки? (снег), снеговики? (снег), снегови?к (снег).

172.  Рассмотрите картину Исаака Левитана «Конец зимы». Составьте по ней 2—3 предложения со словами для выбора. Вставьте пропущенные буквы.
Слова для выбора: сухая тр..ва, ст..га сена, конец з..мы, ств..лы берёз.

На картине изображен конец зимы. Снег стаял, обнажилась сухая трава на полях. Стога сена чуть присыпаны снежком. За полем белеют стволы берёз.

173.  Спишите предложения по образцу, вставляя пропущенные буквы.
1. Гр..чи улетели на юг. 2. С..ды опустели. 3. Идут сильные д..жди. 4. На г..ре стоит высокая с..сна. 5. Горная р..ка течёт быстро.
Образец. Грачи (грач) улетели на юг.

1. Грачи (грач) улетели на юг. 2. Сады (сад) опустели. 3. Идут сильные дожди (дождь). 4. На горе (го?ры) стоит высокая сосна (со?сны). 5. Горная река (ре?ки) течёт быстро.

174. Прочитайте предложения. Измените выделенные слова так, чтобы в них появилась буква ё. Запишите предложения с этими словами.

1. Мы налили ведро холодной воды. Мы налили вёдра холодной воды.
2. В пятом классе учится моя сестра. Мои сёстры учатся в пятом классе.
3. Возле цветов кружилась пчела. Возле цветов кружились пчёлы.

175. Прочитайте слова. Измените их так, чтобы ударный гласный звук стал безударным. Запишите слова парами по образцу. Поставьте в словах знак ударения, подчеркните буквы безударных гласных звуков. Образец. Зе?мли — земля?.

стра?ны - страна?
дом - дома?
стол - столы?
ствол - стволы?
по?ле - поля?
мяч - мячи?
во?лны - волна?
сёстры - сестра?

176. Запишите слова в два столбика, вставляя пропущенные буквы. В первый столбик пишите слова с ударением на первом слоге, во второй столбик — с ударением на втором.

В..сна, гр..чи, дер..во, з..мля, выл..теть, птицы, п..ют.

Составьте устно с любыми из этих слов два-три предложения.

Де?рево          Весна?
вы?лететь        грачи?
пти?цы            земля?
                       пою?т

Грачи прилетели к нам весной. Земля покрылась зелёной травкой. На ветке поют птицы.

177. Прочитайте словосочетания.

М..рской берег, цв..тной телевизор, красивый к..вёр‚ быстрая х..дьба, посадка д..ревьев.

Подберите к словам с пропущенными буквами слова-родственники так, чтобы безударный гласный стал ударным.
Запишите слова по образцу.
Образец. Морско?й - мо?ре.

Морско?й - мо?ре, цветно?й - цве?т, ковёр - ко?врик, ходьба? - хо?дит, дере?вьев - де?рево.

178. Прочитайте текст. Выберите подходящее по смыслу заглавие. Запишите, вставляя пропущенные буквы.

   Ст..ит холодная з..ма. Белый пушистый к..вёр лёг на п..ля и х..лмы. Д..ревья трещат от мороза. Рыбы ушли на дно р..ки. Л..са укрылась в н..ре. Белка сидит в дупле и грызёт орешки. Только г..лодный волк бродит по л..сам и дорогам.

Заглавия для выбора: «Я люблю зиму», «Холодная зима», «Звери зимой», «Что происходит зимой в природе».

Что происходит зимой в природе

   Стои?т холодная зима?. Белый пушистый ковёр лёг на поля? и холмы?. Дере?вья трещат от мороза. Рыбы ушли на дно реки?. Лиса? укрылась в норе?. Белка сидит в дупле и грызёт орешки. Только голо?дный волк бродит по леса?м и дорогам.

Я предлагаю вам игру-соревнование. Выигрывает та команда, которая быстрее и грамотнее других справится с заданием.

1                            2                          3
Дворы - двор       Сады - сад            Столы - стол
зима - зимний      гроза - грозы       мосты - мост
варенье - варит    нога - ноги           бежать - бег
земля - земли       кольцо - кольца   деревья - дерево
снега - снег          холмы - холм        река - речка
тигрёнок тигр       моря - море          силач - сила
кроты - крот         часы - час             поля - поле

179. Подумайте, какое из слов, стоящих в скобках, является проверочным. Объясните почему.

Л..пить из глины (лепка, липко); л..нивый мишка (линь, лень); скр..пучий пол (скрип, скрепка); уд..вительная история (диво, дева), обм..нять книгу (мина, з амена).

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

Лепи?ть из глины (ле?пка); лени?вый мишка (лень); скрипу?чий пол (скри?п); удиви?тельная история (ди?во), обменя?ть книгу (ме?на, заме?на).

180. Прочитайте предложения. Какие буквы пропущены? Объясните выбор буквы для безударного гласного звука.

Мухомор - ядови?тый (яд) гриб.
В лесу мы видели пятни?стого (пятна) оленя.
Пряма?я (прямо) дорога вела к деревне.
Ледяно?й (лёд) покров сковал реки.
3емля? (земли) покрылась снежным одеялом.
Российский лыжник первым прибежа?л (бег) к финишу.

Не забудьте! Безударные гласные надо проверять ударением! Какие буквы пропущены в словах?

Вече?рний - ве?чер, ледяно?й - лёд, зелёный - зе?лень, степно?й - степь, берегово?й - бе?рег, речно?й - ре?ки, деревя?нный - де?рево, мехово?й - мех.

181. Прочитайте. Что это за слова - названия предметов, названия признаков или названия действий предметов?

Гора, сосна, тропа, коса, смола, сова, коза, овца, окно, гроза, вода.

Подберите к данным словам проверочные. Запишите по образцу.
Образец. Гора - го?ры.

Гора - го?ры, сосна? - со?сны, тропа? - тро?пы, коса? - ко?сы, смола? - смо?лы, сова? - со?вы, коза? - ко?зы, овца? - о?вцы,  окно? - о?кна, гроза? - гро?зы, вода? - во?ды.

182. Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Знаете ли вы её?

Подберите проверочное слово к каждому слову с безударным гласным звуком. Запишите стихотворные строки, вставляя пропущенные буквы.

За гора?ми (го?ры)‚ за леса?ми (лес)‚
За широкими моря?ми (мо?ре)‚
Против неба - на земле? (зе?мли)
Жил стари?к (ста?рый) в одном селе? (сёла).

 

183. Диктуйте по очереди слова друг другу.

1. Ворона, карандаш, русский, сорока, комната, молоко, мальчик, декабрь, сапог, огурец, посуда‚ спасибо.

2. Воробей, класс, морковь, девочка, хорошо, квартира, дежурный, мебель, стакан, овёс, ужин, одежда.

184. Допишите предложения. Подчеркните слова с непроверяемым написанием.

Вид городского транспорта -
Утренний приём пищи -
Орудие, которым рубят дрова, -
Машина для сельскохозяйственных работ -

Слова для выбора: трактор, топор, завтрак, трамвай.

Вид городского транспорта - трамвай.
Утренний приём пищи - завтрак.
Орудие, которым рубят дрова, - топор.
Машина для сельскохозяйственных работ - трактор.

185.  Прочитайте и спишите пословицу. Как вы понимаете её смысл? Что написано пером, не вырубишь топором.

Что написано пером, не вырубишь топором.

Страница (ы) 109-111 Непроверямые безударные гласные

186. Распределите слова по тематическим группам: овощи, школьные принадлежности, дни недели. Запишите эти слова по группам.

Понедельник, пенал, суббота, тетрадь, карандаш, капуста, картофель, четверг, горох, учебник, пятница, морковь, вторник, дневник, линейка, овощ.
Подчеркните буквы непроверяемых безударных гласных звуков. Запомните правописание этих слов.

Овощи: капуста, картофель, горох, морковь, овощ.
Школьные принадлежности: пенал, тетрадь, карандаш, учебник, дневник, линейка.
Дни недели: понедельник, суббота, четверг, пятница, вторник.

187. Прочитайте текст. Объясните его название.

Искусственный дождь

  Хорошо растениям, когда жарким летом прольётся прохладный дождь. Пшеница, трава, яблоки, капуста с морковкой напьются воды и растут ещё лучше.
  А если дождя нет? Тогда на помощь приходит машина. Повернёт человек кран - и вырвется струя воды. Пейте, растения!
  А ещё бывает «дождик на колёсах». Едет по полю трактор, а на нём десятки душиков, и из каждого брызжет вода.
  Так искусственный дождь помогает людям спасать урожай.

Запишите выделенные слова в алфавитном порядке. Поставьте в словах ударение. Подчеркните буквы непроверяемых гласных звуков.

Капу?ста, маши?на, морко?вкой, пшени?ца, расте?ниям, тра?ктор, урожа?й, я?блоки.

188.  Запишите предложения по памяти.
В России собирают богатые урожаи картофеля. Капуста, помидор, горох, огурец — овощи. Пшеница, рожь, овёс — злаки.

В России собирают богатые урожаи картофеля. Капуста, помидор, горох, огурец — овощи. Пшеница, рожь, овёс — злаки.

189. Прочитайте текст.

Лев

   Лев уб..жал зимой из цирка. Первый раз в жизни он увидел снег, почувствовал к..лючий хол..д. Звуки гор..да оглушили зверя. Он забрёл на тихую улицу. Туда прин..сли клетку, и измученный царь зв..рей с удовольствием вбежал в неё.

Найдите в тексте ответы на вопросы и запишите их.

Когда лев убежал из цирка?
Что испугало его в городе?
Что сделал лев, когда принесли клетку?

Выпишите слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами по образцу.

Образец. Убежал - бе?г.

Лев убежал из цирка зимой. Звуки города оглушили льва. Когда принесли клетку, лев с удовольствием вбежал в неё.

Убежа?л - бег, колю?чий - ко?лкий, хо?лод - холо?дный, го?рода - горо?дит, принесли? - принёс, звере?й - зве?рь.