Страница 54-58. Звук [й] и буква й

75. Прочитайте считалку Г. Сапгира.

Подогрела (чайка) (чайник),
Пригласила девять чаек.
– Приходите все на (чай).
Сколько чаек? (Отвечай)!

Запишите считалку по памяти. Обведи слова с буквой й.
Какая орфограмма встречается в словах чайка, чайник? (ча-ща)

76.  Прочитайте слова.
Герои, музеи, трамваи, бои, караваи.
Измените слова таким образом, чтобы в них появился звук [й’]. Запишите слова парами по образцу.
Образец. Герои — герой.

Герои - герой, музеи - музей, трамваи - трамвай, бои - бой, караваи - каравай.

77. Подберите такие слова-родственники к данным словам, чтобы в них был звук [й’].Запишите их по образцу.

Лить — ..., строить — ..., мыть — ..., стая — ..., аллея — ..., скамья — ..., семья — ..., шея — ... , заяц — ... .
Образец. Лить — лейка.

Лить — лйка, строить — стройка, мыть — мойка, стая — стайка, аллея — аллейка, скамья — скамейка, семья — семейка, шея — шейка, заяц  — зайчик.

78. Прочитайте поговорки. Объясните их смысл.

Не желай другому того, чего себе не желаешь.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Делай добро и никого не бойся.
Знайка по дороге бежит, а незнайка на печи лежит.
Не плюй в колодец - пригодится водицы напиться.

Выпишите слова с буквой й, разделив их на части для переноса.

Же-лай, глу-пый, ум-ный, де-лай, бой-ся, знай-ка, не-знай-ка, плюй.

79. Прочитайте сказку К. Ушинского (в сокращении). Рассмотрите рисунки.

Утренние лучи

   Выплыло на небо солнышко и стало рассыпать золотые лучи - будить землю.
   Первый луч попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Как хорошо! Как привольно!»…
   Второй луч попал на зайчика.
   Третий луч попал в курятник.
   Четвёртый луч попал в улей.
   Пятый луч попал в детскую, на постельку маленькому лентяю: режет ему глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Составьте подпись к каждому рисунку. Ответьте на вопросы и допишите предложения.

Кого разбудил первый луч? Первый луч разбудил жаворонка.
А второй? Второй луч разбудил зайчика.
Пятый попал на постельку к маленькому лентяю.
Что сделал лентяй? Лентяй повернулся на другой бок и опять заснул.

80. Спишите пословицы. Объясните их смысл.

Сонливый да ленивый – два родных брата.
У ленивого хозяина и сапоги с ног украдут.

Если много спишь и ленишься, ничего в жизни не успеешь и последнее потеряешь.

81.  Рассмотрите модели слов. В каких словах звуков больше, чем букв? Какие буквы обозначают два звука? А какие буквы не обозначают звуков?
ель  юла яблоко

В словах юла и яблоко звуков больше, чем букв. Буквы ю, я, е в начале слова обозначают 2 звука. ь не обозначает звука.

82.  Прочитайте слова. Определите, в каких словах есть звук [й’]. Какими буквами он обозначен? Выпишите эти слова. Подчеркните буквы, обозначающие звук [й’].
Якорь, мята, ёлка, лётчик, юрта, люлька, баян, съёжились, вьюн, подъезд, летать.

Якорь, ёлка, юрта, баян, съёжились, вьюн, подъезд.

83.  Распределите слова на 3 группы:
1. Звук  [й’] обозначен буквой й.
2. Звук [й’] обозначен буквами е,  ё,  ю,  я.
3. Звука  [й’] в словах нет.
Поёт, осётр, чайка, вольный, объявит, отвечай, люк, каюта, лес, маяк.

1. Чайка, отвечай, вольный.
2. Поёт, объявит, каюта, маяк.
3. Осётр, люк, лес.