Страница 12-28. Ответы к теме Слово, предложение и текст в речевом общении

12. Прочитайте отрывок из рассказа Виктора Драгунского "Школьные слова". Какие новые слова мальчик узнал в школе? А какие новые слова узнали вы?
  Я, когда не учился, совсем глупый был.
   Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, в лесу родилась ёлочка.
   И ещё знал слов девять или десять. А в школе всё новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, перемена, горячий завтрак!
   Это очень интересно!
Допишите предложение. Вставьте слова из словарика. Учебные вещи:..,...

В школе мальчик узнал слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, перемена, горячий завтрак.
Другие школьные слова: портфель, ученик, урок, тетрадь, учебник.

Учебные вещи: учебник, тетрадь.

13. Рассмотрите рисунок. Составьте 2—3 предложения, используя слова для выбора, и запишите их.
Слова для выбора: учительница, ученик, урок, парты, тетрадь, доска, слушать, отвечать, стоять, сидеть, внимательно.

На уроке учительница вызвала ученика к доске. Он отвечал правильно, а остальные внимательно слушали за своими партами.

14.  Представьте, как сложно было бы выражать свои мысли, если бы мы забыли названия самых обычных вещей. Прочитайте текст.
Ваня стал собираться в место, где учатся дети. Он положил футляр для ручек и карандашей и книги, по которым учатся, в сумку, с которой ходят на учёбу.
Попробуйте заменить длинные определения одним словом. Используйте слова для выбора. Запишите текст, который у вас получился. Какой текст легче читать и понимать?
Слова для выбора: портфель, школа, пенал, учебники.

Ваня стал собираться в школу. Он положил пенал и учебники в портфель. 

15. Прочитай слова. Почему некоторые из них написаны с заглавной буквы?
Россия, Волга, Москва, народ, страна, город, Нева, Новгород, Тверь, улица.
Выпиши названия городов и рек.

С заглавной буквы написаны названия городов, рек и страны.

Города и реки: Волга, Москва, Нева, Новгород, Тверь.

16. Прочитайте текст и озаглавьте его.
Какие слова написаны в тексте с заглавной буквы? Почему. Спишите текст и пословицу.

В тексте с заглавной буквы написаны слова в начале предложений, название страны, столицы.

                            Моя Родина ? Россия
   Россия — большая страна. Её омывают тринадцать морей. В России глубокие реки и густые леса. В ней много старинных городов. Они очень красивы. Столица России — Москва.
   Я люблю свою Родину!

Родная земля и в горсти мила.

17.  Прочитайте строки из стихотворения Самуила Маршака. Какие слова — названия инструментов использует автор? Уточните значение выделенных слов по Толковому словарику на с. 156.
У меня, как в мастерской,
Всё, что нужно, под рукой:
Плоскогубцы и пила,
И топор, и два сверла,
Молоток,  рубанок,
Долото,  фуганок.
Допишите предложение, используя слова из словарика. У нас в мастерской есть … и … .

У нас в мастерской есть молоток и топор.

18. Прочитайте. Связаны ли слова в каждой строке по смыслу? (Нет.)  Запишите предложения, связав слова по смыслу.. Проверьте друг друга.
1. Дела, дана, добрые, на, жизнь.
2. Сам, криво, а винит, пилит, пилу.
3. Цены, верному, нет, другу.
4. Лучше, друг, новых, старый, двух.

1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
3. Верному другу цены нет.
4. Старый друг лучше новых двух.

19. Прочитайте. Найдите предложения и выпишите их.
Осень, клён, настаёт, листья.
Клён наряд багряный сбросил.
Дождик, серый, идёт, льёт.
Серый дождик слёзы льёт.
Деревья, октябрь, листья, сбрасывать.
Не забудьте написать первое слово в каждом предложении с заглавной буквы, а в конце предложения поставить точку.

Клён наряд багряный сбросил.
Серый дождик слёзы льёт.

20. Проверьте, закончена ли мысль в следующих предложениях. (Нет.)
Белые гуси к речке … .
Белые гуси гусяток … .
Допишите предложения, используя слова ведут, идут.

Белые гуси к речке идут
Белые гуси гусяток ведут.

21. Прочитайте текст вслух. Определите границы предложений.
Пришёл сентябрь ветер срывает листья с берё.. часто идёт дождь сад и огород опустели на грядках нет к..пусты и м..ркови в саду сняли сладкие яблоки люди очень рады богатому урожаю.
Правильно оформите предложения при списывании. Вставьте пропущенные буквы.
Подумайте, как выраженную в первом предложении мысль передать одним словом. Озаглавьте текст.

Осень

     Пришёл сентябрь. Ветер срывает листья с берёз. Часто идёт дождь. Сад и огород опустели. На грядках нет капу?сты и морко?ви. В саду сняли сладкие яблоки.  Люди очень рады богатому урожаю.

22.  Прочитайте загадку. Напишите отгадку, уточнив написание по Орфографическому словарику.
Сидит в земле красная птица,
На голове зелёные перья.

Морковь.

23. Прочитайте диалог Ани и Вани. Что выражает каждое из предложений: сообщение, вопрос, побуждение (просьбу)?

1 - побуждение, 2 - сообщение, 3 - вопрос.

Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. В каком из предложений содержится вопрос? (в последнем) Запишите это предложение.

— Неужели так долго идут письма?

24. Прочитайте предложение. Запомните, как пишутся названия осенних месяцев.

Сентябрь, октябрь, ноябрь — это осенние месяцы. 

25. Рассмотрите рисунок. Составьте и запишите 2–3 предложения.

Настал октябрь. Ветер срывает пожелтевшую листву с деревьев. Огромная дождевая туча заволокла небо. 

Составьте устно с каждым словом по два предложения так, чтобы одно из них содержало сообщение, а другое - вопрос.

Сентя?брь - первый ме?сяц осени. Сентя?брь - первый или второй ме?сяц осени?
Октя?брь - дождливый ме?сяц. Октя?брь - дождливый или солнечный ме?сяц?
Ноя?брь - время холодов. Ноя?брь - время холодов или жары?

26.  В каком из предложений содержится вопрос? Запишите это предложение. Какой знак вы поставите в конце?
Как красивы осенние листья на клёнах
Стоял ноябрь уж у двора
Любишь ли ты осень

Любишь ли ты осень?

27. Составь предложения трёх типов.
1. Сообщи бабушке, что ты приедешь на дачу. 2. Спроси, приедет ли твой друг в гости. 3. Попроси подругу зайти к тебе после уроков.

1. Бабушка, я приеду к тебе в гости в субботу.
2. Антон, ты приедешь ко мне в гости?
3. Антон, зайди ко мне после уроков, пожалуйста.

28. Свяжите слова по смыслу, составьте предложения и запишите их. Какие предложения вы записали?
Слова для выбора: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Реке, на, начался, ледоход. Льдина, вот, показалась, большая. Ней, плыл, на, зайчишка.Он, одного, бегал, края, от, другому, к, льдины. К, льдину, берегу, прибило. Зайчишка, на, прыгнул, землю, без, сил, свалился, и.

     На реке начался ледоход. Вот показалась большая льдина. На ней плыл зайчишка. Он бегал от одного края льдины к другому. Льдину прибило к берегу. Зайчишка прыгнул на землю и свалился без сил.

29. Прочитайте стихотворные строки А лексея Плещеева. Объясните расстановку знаков препинания в конце предложений. Запишите стихотворение по памяти.

Первое предложение повествовательное, в конце ставим точку. Второе - вопросительное, ставим знак вопроса. Третье - повествовательное, но по интонации восклицательное. Ставим восклицательный знак.

Скучная картина:
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца.
Чтo ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Ещё просит сердце
Света и тепла!

30. Прочитайте предложения. Связаны ли они по смыслу? Можно ли назвать их текстом? Какое предложение не связано по смыслу с остальными? Спишите текст, исключив лишнее предложение.
1. Коля и Миша — друзья.
2. Они любят футбол.
3. Коле подарили новый мяч.
4. У меня зазвонил телефон.
5. Мальчики идут на стадион.
6. Они будут играть в футбол.

Коля и Миша — друзья. Они любят футбол.  Коле подарили новый мяч.  Мальчики идут на стадион. Они будут играть в футбол.

31.  Прочитайте. Сравните группы предложений. Какие из них связаны по смыслу (2), а какие нет (1)? Спишите группу предложений, которая образует текст.
1. Незабудки растут у ручья. У лютиков золотые лепестки. Брат катается на велосипеде.
2. На краю леса ребята увидели ручей. Он весело звенел и переливался на солнце. У ручья сияли незабудки. Они были такие яркие, будто в них отразилось голубое весеннее небо. Вокруг незабудок росли ярко-жёлтые лютики.

На краю леса ребята увидели ручей. Он весело звенел и переливался на солнце. У ручья сияли незабудки. Они были такие яркие, будто в них отразилось голубое весеннее небо. Вокруг незабудок росли ярко-жёлтые лютики.

 

32. Можно ли из предложений каждой группы составить текст? В каком порядке должны стоять предложения? Прочитайте, какие тексты у вас получились.
1. Щенок и котёнок ели из одной миски. А у Маши был щенок. У Кати был котёнок.
2. Наступила весна. Я люблю читать сказки. Мой друг уехал в Москву.
3. Пошёл сильный дождь. Сверкнула молния. Птицы в саду умолкли. Огромная туча закрыла всё небо. Ударил гром.
Озаглавьте и запишите один из текстов. Из какой группы предложений текста не получилось? Почему?

                        Щенок и котёнок
   У Кати был котёнок. А у Маши был щенок. Щенок и котёнок ели из одной миски.

                            Дождь
     Огромная туча закрыла всё небо. Птицы в саду умолкли. Сверкнула молния. Ударил гром. Пошёл сильный дождь.

Не получилось текста из 3-й группы. В ней предложения невозможно связать по смыслу.

33. Прочитайте рассказ Льва Толстого. Подумайте, как можно было бы озаглавить текст. 
Заглавия для выбора: «Два товарища», «Друг познаётся в беде».
Объясните, какое заглавие выражает тему, а какое — главную мысль рассказа. Запишите заглавие, выражающее главную мысль.

Заглавие "Два товарища" выражает тему, а "Друг познаётся в беде" - главную мысль басни.

Друг познаётся в беде

34. Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов. Запишите один их них по памяти.
* * *
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин. 
А. К. Толстой
* * *
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
А. Плещеев
* * *
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
К. Бальмонт
Обратите внимание, как поэтам удалось, используя небольшое количество слов, нарисовать целые картины природы. Определите по Толковому словарику, в каком значении употреблено выделенное слово.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее. 
                       К. Бальмонт

35. Разделите текст на предложения. Запишите его, правильно оформляя предложения на письме. Подберите заглавие.
река у нас в деревне мелкая и узкая летом ребята плавают от берега к берегу осенью вода в речке становится холодной трава по берегам желтеет листья на деревьях и кустах облетают зимой грянут морозы речка покроется льдом
Заглавия для выбора: Осень. Река. Наша речка.

Наша речка

     Река у нас в деревне мелкая и узкая. Летом ребята плавают от берега к берегу. Осенью вода в речке становится холодной. Трава по берегам желтеет. Листья на деревьях и кустах облетают. Зимой грянут моро?зы. Речка покроется льдом.