Страница 112-126. ГДЗ к теме учебника Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме

Парные по звонкости-глухости согласные звуки на конце слова

190. Запишите сначала буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков, а потом слова.

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Булка-палка, вата-фото, гости-кости, домик-томик, жить-шить, зуб-суп.

191. Прочитайте слова. Сравните написание и произношение согласных в конце слов. Что вы заметили?
Хлеб, суп; мёд, крот; глаз, лес; рукав, шкаф; уж, шалаш; сапог, урок; медь, сеть.
Запишите слова по образцу.
                 [п]        [б]      [п]     [п]
Образец. Хлеб — хле?ба, суп — су?па.

 [п]        [б]     [п]    [п]
Хлеб - хле?ба, суп - су?па;
 [т]        [д]     [т]    [т] 
мёд - мёда, крот - крота?;
 [с]        [з]     [с]    [с]
глаз - гла?за, лес - ле?са;
    [ф]        [в]     [ф]        [ф]
рука?в - рукава?, шкаф - шка?фа;
 [ш]  [бж]     [ш]         [ш]
уж - ужа?, шала?ш - шалаша?;
    [к]        [г]     [к]    [к]
сапо?г - сапога?, уро?к - уро?ка;
 [т]        [д]     [т]    [т]
медь - ме?ди, сеть - се?ти.

192.  Составьте предложения из данных слов. Подчеркните буквы, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов, если они там есть.
Медведь, в, залез, берлога, спит; заяц, под куст, спрятался, грызёт, кору; птицы, берёз, клюют, семена.

Медведь залез в берлогу спать. Заяц спрятался под куст, грызёт кору. Птицы клюют семена берёз.

193.  Найдите в предложениях слова, которые различаются парными по звонкости-глухости согласными звуками. Запишите эти слова парами по образцу. Подчеркните буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков.
Образец. Прутом — прут, прудом — пруд.
   Хозяйка сада подгоняет гусей прутом. Сад раскинулся за прудом.
   На огороде много зелёного лука. Дети дошли до цветущего луга.
    Олег и Толик плыли по реке на плоту. Витрину магазина украшают спелые плоды.

Прутом — прут, прудом — пруд. Лука- лук, луга - луг. Плоты - плот, плоды - плод.

194.  Спишите слова. Подчеркните те из них, в которых написание и произношение выделенных букв совпадают.
Гриб — грибочек — грибной,  вкус — вкусы — вкусный, мороз — морозы — морозный, дуб — дубовый,  луг — луговой, спуск — на спуске, лук — луковый, луг — луговой.

Гриб — грибочек — грибной,  вкус — вкусы — вкусный, мороз — морозы — морозный, дуб — дубовый,  луг — луговой, спуск — на спуске, лук — луковый, луг — луговой.

195. Прочитайте загадки. Запишите их, указывая в скобках проверочные слова.
Напишите отгадки. Укажите в скобках проверочные слова.

1. Без рук (руки) без ног (ноги), а рисовать умеет. Мороз (морозы).
2. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. Ёжжи).
3. Тучка по небу гуляла, тучка бусы растеряла. Дождь (дожди).
4. Зимнее стекло весною потекло. Лёд (льды).

196. Выберите для каждого слова проверочные слова из скобок и запишите слова парами по образцу.
Зуб (зубы, зубчик, зубной). Грипп (грипповать, грибочек). Рассказ (рассказать, сказка). Шкаф (в шкафу, шкафчик). Провод (проводка, провода, проводной). Суп (суповой, суп-чик, супница). Образец.  Зуб — зубы, зубной.

Зуб - зубы, зубной. Грипп - грипповать. Рассказ - рассказать. Шкаф - в шкафу.  Провод - провода, проводной. Суп - суповой, супница.

197. Какую букву вы напишете в конце каждого слова? Подберите проверочные слова и запишите парами по образцу.
б или п? зу.., стол.., тулу..
в или ф? рука.., шка.., жира..
г или к? кру.., утю.., рюкза..
д или т? заво.., наро.., самолё..
ж или ш? эта.., шала.., мор..
з или с? моро.., арбу.., коко..
Образец. Зуб — зубы, столб — ... .
Составьте с любыми парами слов два-три предложения.

Зуб - зубы, столб - столбы, тулуп - тулупы, рукав - рукава, шкаф - шкафы, жираф - жирафы, круг - круги, утюг - утюги, рюкзак - рюкзаки, завод - заводы, народ - народы, самолёт - самолёты, этаж - этажи, шалаш - шалаши, морж - моржи, мороз - морозы, арбуз - арбузы, кокос - кокосы.

Мы сели на самолёт. Самолёты летят по небу.
Мы построили шалаш из веток. Мы нашли шалаши в лесу.

198. На повторении каких звуков, звонких или глухих, строятся скороговорки?
Шесть мышат в камышах шуршат. Не живут ужи, где живут ежи. Белые бараны били в барабаны. У пеньков опять пять опят.

1- ш (глухой), 2 - ж (звонкий), 3 - б (звонкий), 4 - п (глухой).

199. Прочитайте по ролям текст из детского журнала.
Придумайте заглавие для сказки. Выпишите слова с буквами парных согласных звуков на конце, которые можно проверить.
Запишите ответы на вопросы.

Хитрый ёж.
Ёж - ежи, уж - ужи, полз - ползать, дуб - дубы.
Кто встретился у тополя? У тополя встретились ёж и уж.
Как полз уж? Уж полз быстро. Что сделал ёж? Ёж спрятался за тополь.
Кто сидел возле дуба? Возле дуба сидела ежиха.

200. Проверьте написание букв согласных звуков в конце слов. Для этого измените слова по образцу.

Много подруг - (кто?) подруги. Куст роз - (что?) розы. Шесть берёз - (что?) берёзы. Стадо коров - (кто?) коровы. Полка книг - (что?) книги. Берёзовый прут - (что?) прутик. Нет сапог, валенок - (что?) сапоги, валенки.

201. Прочитайте слова. Подберите к ним проверочные слова по образцу. Запишите слова парами.
Лебедь, овраг, голос, глаз, самолёт, дед, сторож, огород, солдат, груз, голубь, труд, мороз, ёрш, город, завод, молоток, народ, платок, сапог.

Лебедь - (нет кого?) лебедя, овраг - (нет чего?) оврага, голос - (нет чего?) голоса, глаз - (нет чего?) глаза, самолёт - (нет чего?) самолёта, дед - (нет кого?) деда, сторож - (нет кого?) сторожа, огород - (нет чего?) огорода, солдат - (нет кого?) солдата, груз - (нет чего?) груза, голубь - (нет кого?) голубя, труд - (нет чего?) труда, мороз - (нет чего?) мороза, ёрш - (нет кого?) ерша, город - (нет чего?) города, завод - (нет чего?) завода, молоток - (нет чего?) молотка, народ - (нет кого?) народа, платок - (нет чего?) платка, сапог - (нет чего?) сапога.

202.  Рассмотрите картину И. Левитана «Март». Составьте по ней рассказ, используя слова для выбора. Слова для выбора: лес, снег, мороз, ветви берёз, синева небес.

На картине изображена ранняя весна. Еще лежит снег в лесу и на дорогах. Мороз не отступает. На переднем плане мы видим запряженную в повозку лошадь у дома. На заднем плане видны берёзы и сосны. Ветви берёз  голые. Сквозь них просвечивает синева небес.

203. Вспомните все 12 букв, которые обозначают на письме парные по звонкости-глухости согласные звуки. Запишите слова вместе с проверочными словами по образцу.
Гриб, суп, удав, дуб, мороз, стог, шалаш, нос, плот, шарф, вход, сук, укроп, морж. Образец. Б — П: гриб — грибы, суп — супы…

Б-П: гриб - грибы, суп - супы, дуб - дубы, столб - столбы, укроп - укропа.
В-Ф: удав - удавы, шарф - шарфы.
Г-К: стог - стога, сук - на суку.
З-С: мороз - морозы, нос - носы.
Д-Т: плот - плоты, торт - торты, вход - входы.
Ж-Ш: шалаш - шалаши, сторож - сторожа, морж - моржи.

204. Прочитайте отрывок из произведения С.Козлова. Это сказка или рассказ? Сказка. Почему вы так думаете? 
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Пишите в скобках проверочные слова по образцу. Устно объясните, какие орфограммы есть в выделенных словах.

Лесная оттепель

     Ах, какая это была мягкая, тёплая оттепель! Кружились снежи??нки (снег), и в лесупахло весно?й (вёсны). Ёжик (Ёжика) сидел  на  крылечке своего дома, нюхал воздух и улыбался.
     "Не может быть, - думал он, - что ещё вчера в лесу треща?ли (треск) дере?вья (де?рево) и сердитый Дед (Деда) Мороз (Мороза) скрипе?л (скрип) под окнами большими валенками, а сегодня его совсем нет! Где же он?"
     И Ёжстал прикидывать, куда мог спрятаться Дед Мороз.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки в середине слова

205.  Прочитайте слова. Определите, где находятся парные звонкие и глухие согласные звуки: в конце слова или в середине. Подберите проверочные слова. Запишите их парами по образцу.
1. Город, кот, сугроб, серп, карась, овраг, рак, груз.
2. Кошка, ложка, избушка, сказка, сетка, краска, будка.
Образец. Город — города.  Кошка — кошечка.

1. Город - города, кот - котик, сугроб - сугробы, серп - серпы, карась - караси, овраг - овраги, рак - раки, груз - грузы. 
2. Кошка - кошечка, ложка - ложечка, избушка - избушечка, сказка - сказочка, сетка - сеточка, краска - красочка, будка - будочка.

206.  Прочитайте слова. Догадайтесь, какие буквы парных по звонкости-глухости согласных звуков следует написать в середине слова.
(б, п)      (д, т)         (з, с)
ры..ка     тетра..ка   гла..ки
кно..ка    у..ка          до..ка

 (б, п)      (д, т)         (з, с)
рыбка     тетрадка   глазки
кнопка    утка          доска

207. Прочитайте загадку. Отгадайте её.
Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
Подберите слова для проверки выделенных букв.

Дорожка - дороженька, доски - досочка, ножки - ноженьки.

208.  Подберите проверочные слова к каждому слову с пропущенной буквой.
ду..ки (б,  п) — …
ле.. (в,  ф) — …
утю.. (г,  к) — …
мё.. (д,  т) — …
поез.. (д,  т) — …
у..ки (ж,  ш) — …
ло..ка (ж,  ш) — …
стри.. (ж,  ш) — …
гла..ки (з,  с) — …
ёр.. (ж,  ш) — …
ло..ка (д,  т) — …
тра..ка (в,  ф) — …
Определите, в каких словах парные по звонкости-глухости согласные стоят в середине слова, а в каких — в конце. Запишите слова в два столбика.

дубки (б,  п) — дубы              лев (в,  ф) — львы
ушки (ж,  ш) — уши               утюг (г,  к) — утюги
ложка (ж,  ш) — ложечка        мёд (д,  т) — мёда
глазки (з,  с) — глаза             поезд (д,  т) — поезда
лодка (д,  т) — лодочка          стриж (ж,  ш) — стрижи
травка (в,  ф) — трава           ёрш (ж,  ш) — ерши

209. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами. Запишите эти слова вместе с проверочными словами.

Пруд

    Около нашей деревни есть большой пруд (пруды). От дома к нему ведёт узкая (узок) дорожка (дороженька). По берегам пруда растут молодые берёзки (берёза) и дубки (дубы). Вода в пруду чистая, гладкая (гладенькая). В чистой, прозрачной воде мелькают рыбки (рыба). Мы часто ходим на пруд (пруды) и катаемся на лодке (лодочка).

210.  Прочитайте строки из стихотворения Фёдора Тютчева «Весенняя гроза».
Запишите стихотворные строки по памяти. Отметьте слова, в которых звонкие согласные звуки помогают услышать звуки грозы.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом… 

Непарные согласные звуки

211.  Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Сам смекай, где берег, где край.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Объясните, написание каких согласных в конце слов проверять не надо. Спишите одну из пословиц.

Не надо проверять, если согласная в конце слова непарная по звонкости-глухости.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

212. Поэтесса Татьяна Коти придумала весёлое стихотворение. Используйте жесты, движения и мимику при чтении стихотворных строк.
Запишите выделенные слова. Подчеркните в них буквы непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Подберите сами несколько слов с непарными согласными и, если получится, сочините с ними стихи.

Чайник, ручка, подружки, кружки. Морозы, сосульки, весна, окно.

Когда пройдёт зима, морозы,
Наступит тёплая весна.
Сосульки капать, будто слезы
Снова будут у окна.