Ответы к стр. 42 - 50 О братьях наших меньших

  • Дополни выставку книгами, которые соответствуют теме. Запиши их названия и авторов.

Толстой "Лев и собачка", Ушинский "Васька", "Два козлика", Пришвин "Выскочка".

  • Придумай историю про приключения маленького птенчика или зверька. Начни рассказывать так:
    Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтенького беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган.

                         Смелый утёнок

    Однажды мама-курица, гуляя по берегу маленького неглубокого прудика, увидела в прибрежных камышах жёлтенького беззащитного утёнка. Он потерялся и был очень напуган. 
    Курица была доброй. Она приютила малыша у себя в курятнике. Она стала для него мамой, кормила и защищала птенчика, как родного.  
  Однажды курица с цыплятами и утенком снова пошли гулять на пруд. Один цыпленок поскользнулся и упал в воду. Смелый утенок сразу бросился его спасать. Он вытащил малыша из воды. Так отблагодарил он маму-курицу. ©

  • Возьми в библиотеке книгу Г.-Х. Андерсена "Гадкий утёнок". Прочитай её. Похожа ли эта сказочная история на ту, которую придумал ты сам? Данные сравнения занеси в таблицу. ©
  "Гадкий утёнок", Г.-Х. Андерсен Рассказ собственного сочинения
Жанр (сказка, рассказ, стихотворение) сказка сказка
Герои Гадкий утёнок, утка, утята,  старушка, кот, лебеди Утёнок, курица, цыплята
События У утки вылупился некрасивый утёнок. Все на птичьем дворе его обижали. Но он вырос и стал красавцем лебедем. Курица нашла утёнка приютила его. А утенок в благодарность спас цыпленка.
Чем произведение заканчивается? Гадкий утёнок становится лебедем Спасение цыпленка.
  • Рассмотри обложку книги. Какую информацию она содержит?

На ней главные герои произведения - ребята и утята. ©

  • Докажи, что произведение М. Пришвина "Ребята и утята" является рассказом. Используй слова и словосочетания.
    Рифма, в основе лежит событие, ритм, написан в прозе, действуют герои произведения, герои положительные и отрицательные (добрые и злые), разные характеры героев, совершают разные поступки.

Произведение Пришвина "Ребята и утята" - это рассказ. В его основе лежит событие, которое могло произойти на самом деле.  Написано оно в прозе. Герои не делятся на положительных и отрицательных. Ребята сначала совершают плохой, а потом хороший поступок. ©

  • Прочитайте разные варианты плана к рассказу М. Пришвина. Какой из них тебе больше всего понравился? Объясни свою позицию. Составь свой план.

Мне понравился цитатный план.
Мой план:

  1. Утки в пути.
  2. Ребята.
  3. Защита утят автором.
  4. Возвращение утят.
  5. Продолжение пути.
  6. Прощание с утятами. ©

Ответы к стр. 45 Е. Чарушин. Страшный рассказ

  • Объясни, почему рассказ так называется. Начни объяснение со слов.

Рассказ называется страшным потому, что дети  услышали странные звуки и подумали, что это что-то страшное.

Выбери возможный вариант ответа.

Мальчики очень испугались.
Ёж был очень страшный.
События рассказа были страшные.
Мальчики были трусливы и всего боялись.

  • Составь план рассказа, используя подчёркнутые слова в тексте.
  1. Ребята одни на даче.
  2. Дети легли в кровати.
  3. Странные звуки.
  4. Ребята испугались.
  5. Возвращение родителей.
  6. Ёжик
  7. Ёжик остался на даче.
  • Дополни данные слова другими словами. Составь связанные друг с другом словосочетания. На их основе придумай предложения.
    Запиши получившийся рассказ.
    Попроси друга отредактировать, исправить (если необходимо) твоё произведение.

Мальчики Шура и Петя остались на даче одни. Вечером они пошли спать. Вдруг мальчики услышали за дверью топот. Мальчики испугались и накрылись одеялом. Но тут пришли папа с мамой. Оказалось, что в дом просто забрался ёжик. Ребята зря испугались. А ёж остался жить с ребятами на даче. ©

Ответы к стр. 46 - 47 Б. Житков. Храбрый утёнок

  • Подчеркни слова, близкие по смыслу к слову храбрый:

самоотверженный, добрый, ответственный, готовый прийти на помощь, смелый, любопытный, умный, злой.

  • Какой был утёнок? Опиши его. Найди подтверждения в тексте.

"Маленький утёнок Алёша", "смелый Алёша", Алёша не испугался", "храбрый Алёша". 

  • Представь себе, что на месте цыплёнка оказался мальчик Алёша. Какое событие тогда легло бы в основу рассказа?
    - Взрослый мальчуган обижает маленьких: отбирает каждый раз у них конфеты.
    - Как только дети начинают играть, прибегает страшная злая собака.
  • Придумай начало своего рассказа. Начни со слов, которые есть в тексте произведения.

Один за всех и все за одного

   Каждое утро ребята собирались около школы и шли играть на школьный двор. Тут же появлялся здесь взрослый мальчуган, который обижал школьников, отбирал у них конфеты. 
   Но среди учеников был храбрый мальчик Алёша. Он вызвал хулигана на бой. Алеша предложил устроить соревнование, кто больше раз подтянется. Хулиган не смог подтянуться ни раза, а Алеша - целых 12 раз. Все ребята стояли вокруг и смеялись. Тогда хулиган понял, что поступал глупо, и перестал обижать ребят. ©

 

  • Рассмотри рисунки. Расскажи, что на них изображено. Составь план.

Рисунок 1:

  1. Дети играли возле школы.
  2. Хулиган отбирал конфеты.
  3. Алёшин план.
  4. Дети проучили хулигана.

Рисунок 2:

  1. Ребята в песочнице.
  2. Злая собака.
  3. Алёша вступается за ребят.
  4. Алёша прогоняет собаку.
  • Подведи итог, сделай вывод.

 

Смелость и отвага побеждает. ©

Пишем статью в школьную стенгазету. Советы маленьким школьникам.

Ответы к стр. 48 - 49 Как сделать стенгазету?

Определите в группе, какой теме будет посвящена стенгазета (как помочь животным зимой, спасите птиц или другое).
Решите, какие материалы вы поместите в газету: стихотворения, рассказы, научно- познавательные статьи, справочные материалы.
Распределите, кто какую работу по созданию газеты будет выполнять.

Иллюстратор - делает рисунки для стенгазеты.
Фотограф - фотографирует для стенгазеты, подбирает необходимые фотографии.
Автор - пишет статьи в газету.
Редактор - компонует собранный материал, исправляет ошибки.
Определите, имеется ли у вас достаточно информации для написания статьи "Как помочь животным в зимнее время".
Какие ещё источники информации вы будете использовать? Запишите.

Интернет, справочники, журналы, газеты, энциклопедии, учебник.

  • Определите последовательность изложения фактов, составьте план вашей статьи, выберите слова, которые можно использовать. Запишите рассказ.

Зима, голодное и холодное время, трудно животным, нечего есть, спасти, соль для лосей, сено, кормушки для птиц, сало для синичек, помочь может каждый.

План:

  1. Голодное и холодное время года..
  2. Трудно животным.
  3. Кормушки для птиц
  4. Нужно спасти зверей и птиц
  5. Помочь может каждый!

 

Ответы к стр. 49 - 50 Проверим себя и оценим свои достижения

Соотнеси авторов произведений и названия.

Страшный рассказ - Е. Чарушин
Кошкин щенок - В. Берестов
Ребята и утята - М. Пришвин
Храбрый утёнок - Б. Житков
Музыкант - В. Бианки
Сова - В. Бианки

  • Проверь свой вариант по содержанию учебника. Реши, как ты будешь это делать, определи алгоритм действий.

1. Открою содержание.
2. Найду авторов.
4. Посмотрю название произведения. ©

  • Какое произведение тебе больше всего понравилось в этом разделе? Запиши его название.

 "Храбрый утёнок"

  • Проверь по содержанию учебника, правильно ли ты записал названия выбранных тобой произведений.
  • Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

Отзывчивость, доброта, любовь к животным.

  • Отметь, что ты хорошо усвоил, "+".

+ Я научился рассказывать о герое произведения.
+ Я вижу разницу между художественными и научно-познавательными рассказами.