Ответы к стр. 35 - 41 Русские писатели

Тема выставки "Русские писатели". Какие книги на выставке соответствуют этой теме?

Лев и собачка Сказка о мертвой царевне

  • Какими другими книгами ты мог бы дополнить выставку?

Драгунский "Денискины рассказы", Голявкин "Мой добрый папа". ©

  • Запиши название твоей любимой сказки Пушкина.

Сказка о медведихе. ©

А. С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

  • Прочитай стихотворение ещё раз. Выпиши слова, которые рассказывают о зиме.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

(Из романа "Евгений Онегин)

Идёт волшебница зима, пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов; легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов; брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою; рады мы проказам матушки-зимы...

  • Какие чудеса творит волшебница-зима?

Зима преобразила все вокруг. ©

Страница 36

  • Подчеркни олицетворения.

Летят снежинки, кружатся в воздухе снежинки, воет ветер, скребётся под крышей ветер, завывает вьюга, наступила зима.

  • Используя выбранные слова, придумай рассказ "А вот и зима..."

А вот и зима...

    Вот и наступила зима. В воздухе кружатся первые снежинки. За окном воет ветер. Он скребется под крышей, шуршит по земле и в голых ветвях деревьев. По ночам завывает в поле вьюга. Холодно на улице, но тепло на душе от белоснежной красоты. ©

Ответы к стр. 36 - 37 А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

  • Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера.

1. Старик закинул в море невод.
2. Старик с золотой рыбкой.
3. За столом сидит старуха царицей.
4. На море чёрная буря.

Страница 37

  • Каких эпизодов не хватает? Запиши в нужном порядке.

1. Старик закинул в море невод.
2. Старик с золотой рыбкой.
3. У старухи новое корыто.
4. Перед стариком изба со светёлкой.
5. На крыльце высокого терема стоит старуха.
6. За столом сидит старуха царицей.
7. На море чёрная буря.
8. Старуха перед разбитым корытом.

  • Придумай рассказ на тему "Остаться у разбитого корыта". Сначала определи:
    - о чём ты будешь писать (на тему школьной жизни; дружбы, отношений в семье);
    - кто будет твоим главным героем;
    - какое событие будет лежать в основе твоего рассказа.

Остаться у разбитого корыта

Сёма собирался в школу. Он включил телевизор. Показывали футбольный матч. Сёма посмотрел половину матча и вдруг вспомнил, что ему нужно в школу. Но он уже опоздал на половину урока. Сёма бегом помчался на урок, но прибежал лишь к его концу. Он не понял ничего из того, что рассказывал учитель, потому что пропустил начало. Так и остался Сёма у разбитого корыта: и матч не досмотрел, и знания не получил. ©

  • Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А. С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова.
    Добро побеждает зло, и я там был, мёд, пиво пил, так и повелось с тех пор, стали жить-поживать да добра наживать, честным пирком да за свадебку.

   Народные сказки часто заканчиваются словами "стали жить-поживать да добра наживать",  "честным пирком да за свадебку" , "так и повелось с тех пор...". Пушкин заканчивает свои сказки очень похоже на народные, например "Я там был, мёд, пиво пил" .  В сказках Пушкина, как и в народных, добро побеждает зло, есть зачин и концовка, все то же самое, потому что они основаны на народных сказках. ©

Ответы к стр. 38 - 39 И. А. Крылов. Лебедь, Рак и Щука

Басня "Лебедь, Рак и Щука" состоит из двух частей: картина жизни, в основе которой лежит определённое событие, и вывод басни (мораль, нравоучение).

  • О каком событии рассказывается?

Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись...

  • Найди в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясни их смысл.

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.

Чтобы добиться цели, нужно прислушаться друг к другу и делать так, чтобы осуществить задуманное. ©

  • Сравни басню и сказку о животных. Данные занеси в таблицу. ©
  Сказка о животных Басня
Герои Животные.  Животные, предметы. 
События Общение, смешные или поучительные ситуации. Нравоучительный характер событий.
Выводы Добро побеждает зло. Есть мораль в конце басни.
  • В чём причина неудачи Лебедя, Рака и Щуки? Ответь словами басни.

Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

  • Обсудите с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?
    Договориться с товарищами; выслушать всех, потом начинать работу; распределить обязанности.

Не выполнялись условия совместной работы. Нужно сначала договориться с товарищами, выслушать всех,   распределить обязанности и потом  начинать работу.

Ответы к стр. 39 - 40 Л. Н. Толстой. Котёнок

  • Рассмотри внимательно иллюстрации к рассказу. Что на них изображено?

 1. Дети кормят молоком кошку. 2. Ребята гуляют с котёнком. 3. Собаки бегу на котёнка. 4. Мальчик спасает котёнка от собак. Это иллюстрации к рассказу Льва Толстого "Котёнок".

  • Сделай подписи к рисункам, используя слова из рассказа.

Правильно ли план отражает последовательность событий? Поставь нужные номера.

1. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
3. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: "Назад, назад!" - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его.
2. Ветер шевелил солому на дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него.
4. А Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

  • К каждому пункту плана выпиши опорные слова из текста.

Часть 1: Брат, сестра, Вася, Катя, пропала кошка, искали, мяучит, нашлась, котята, принесла молока. ©
Часть 2: котёнок, играть на дорогу, пошли собирать щавель, забыли про котёнка.
Часть 3: охотник, две собаки, хотят схватить котёнка.
Часть 4: Катя побежала прочь, Вася пустился к котёнку, закрыл, принёс домой, больше не брал с собой.

  • Определите с друзьями, кто какой эпизод, соответствующий плану, будет рассказывать.
    Выберите жюри, которое оценит ваши выступления в соответствии с требованиями.

Полностью соответствует содержанию.
Эмоциональный рассказ.
Выражено своё отношение к происходящему.
Не нарушена логика.

Ответы к стр. 41 Проверим себя и оценим свои достижения

  • С какими произведениями ты познакомился в этом разделе? Подчеркни.

Сказки, стихотворения, басни, рассказы.

Что общего у народной сказки и у сказки Пушкина? Запиши, используя опорные слова: герои, события, вывод в сказке, язык, прозаическая или стихотворная форма.

Сказки Пушкина основаны на народных сказках. В них похожие герои и события, добро побеждает зло. Язык повествования близок друг к другу. Разница в том, что народные сказки написаны в прозаической, а сказки Пушкина - в стихотворной форме. ©

  • Какие образные выражения ты знаешь и можешь объяснить их смысл? Посмотри в словаре или найди в Интернете, откуда, из каких произведений эти крылатые фразы.

А Васька слушает да ест.  Крылов "Кот и повар".
А ларчик просто открывался. Крылов "Ларчик".
Всё своё ношу с собой. Биант - мудрец из Древней Греции.
Делу - время, потехе - час. Сборник правил соколиной охоты. ©

  • Отметь, что ты хорошо усвоил, "+".

+ Я научился отличать стихотворение от рассказа.
+ Я умею определять опорные (важные для понимания смысла) слова.
+ Я могу с помощью учителя составить план произведения.