Ответы к стр. 30-34 Люблю природу русскую. Осень
Тема выставки "Стихотворения русских поэтов об осени".
Какими книгами ты мог бы дополнить выставку? Составь список.
1. "Осенние стихи". Большая поэзия для маленьких детей.
2. "Уж небо осенью дышало..." Сборник стихов. Времена года.
- Запиши как можно больше слов, которые помогают представить осеннюю природу.
Дождь, серое небо, листопад, жёлтые листья, птицы улетают, сбор урожая, слякоть под ногами, лужи, золотая пора, багрянец, пурпур, скошенные нивы, опавшая листва, ненастье, унылая пора.
Ответы к стр. 31 - 33 А. Плещеев. Осень наступила…
- Восстанови стихотворение:
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
- Подчеркни слова, которые помогают представить картину осенней природы.
Высохли, голые, цветы, вянет, желтеет, не блестит, моросит, ветер воет, в тёплые края, зашумели, зеленеет озимь.
- Составьте с другом нерифмованное стихотворение на тему "Осень" из пяти строк, которые строятся по определённым правилам.
В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
Третья строка - это описание действия в рамках темы тремя словами.
Четвёртая строка - это фраза из трёх, четырёх слов, показывающая отношение к теме, настроение.
Последняя строка повторяет смысл третьей строки, но состоит из одного слова.
Осень.
Янтарная, жёлтая
Восхищает, очаровывает, радует.
Расстелила пёстрый ковёр.
Красота!
Осень
Хмурая, дождливая
Наступила, грустит, сожалеет.
Небо стало свинцовым!
Нет настроения!
Осень
Весёлая, праздничная
Бодрит, радует, смешит.
Под ногами разноцветный ковёр!
Праздник!
- Какое настроение отражают эти произведения? Докажи своё мнение.
Первое предложенное нерифмованное стихотворение отражает тоску, уныние, вызывает чувство сожаления. Это можно определить по тем словам, которые употребляет автор: "осень хмурая, дождливая", "небо свинцовое", "нет настроения!"
Второе вызывает радостное, восторженное, праздничное настроение. Автор использует такие слова, как "весёлая, праздничная", "бодрит, радует, смешит", "праздник".
- Представь картину, которую описывает поэт И. Бунин в стихотворении "Сегодня так
светло кругом..." Расскажи своими словами, что увидел, услышал и почувствовал поэт.
Используй опорные слова: лес, тишина, покой, шуршанье листочков, грусть.
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Иван Алексеевич Бунин в этом стихотворении описывает своё завороженное чувство, которое он испытал, стоя в лесу. Там он ощутил умиротворение, покой, которым пропитан даже воздух. Вокруг стоит такая тишина, что можно расслышать самый тихий звук, неуловимый в повседневной жизни, например, шуршание листочков.
- Придумай рассказ или стихотворение. Сначала реши, о чём ты хотел бы написать: о
дожде. об осени, листочках, птицах.
Осень к нам пришла
В воздухе кружится листьев хоровод,
Паутинку тонкую ветер злобно рвёт.
Туча землю дождиком хмуро полила,
Выгляни в окошко - осень к нам пришла.
- Найди слова, которые необходимы тебе для описания выбранного предмета.
Листьев хоровод, ветер, туча, осень к нам пришла.
- Определи своё настроение, чувства с помощью одного слова.
Грусть.
Ответы к стр. 33 И. Токмакова. Опустел скворечник…
- Попробуй сам составить вопросы к стихотворению. Помни, что есть вопросы, которые требуют подробного, вдумчивого ответа. На них нельзя ответить одним словом.
Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят...
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.
(И. Токмакова)
Объясните, почему опустел скворечник?
Почему вы думаете, что птицы летят в тёплые края?
Почему вы считаете, что листья не смогут улететь в Африку?
В чём различие между птицами и листьями?
Предположите, что будет, если птицы не улетят в тёплые страны на зиму?
Бывают вопросы, которые не требуют подробных объяснений.
Кто написал стихотворение "Опустел скворечник..."?
Когда улетают птицы в тёплые края?
Ответы к стр. 34 Проверим себя и оценим свои достижения
- В чём отличие стихотворения от прозаического произведения? Докажи своё мнение.
Какие слова можно использовать при ответе? Дополни список.
Отражает настроение, рассказывает о герое, написано прозой, употребляются волшебные слова, в произведении есть рифма, ритм, содержание и звучание слов несут определённый смысл, стихотворение можно пропеть, стихотворная форма предполагает написание рядов в столбик, поэзия использует более живые образы, в поэзии чаще используются более эмоциональные слова, яркий пафос и тонкая лирика.
- Определи, что значит читать стихотворение с выражением. Дополни своими мыслями:
читать громко;
читать, выделяя голосом некоторые слова;
читать, выделяя голосом знаки препинания;
читать, чётко проговаривая все звуки;
читать целыми словами;
читать, передавая настроение автора; читать, соблюдая темп (ускоряя или замедляя
его, в зависимости от содержания); читать, правильно распределяя дыхание.
- Отметь, что ты хорошо усвоил "+".
+ Я наблюдаю, как поэт использует рифму и ритм.
+ Я научился читать стихи, передавая с помощью голоса настроение поэта.