ГДЗ к стр. 12-29 Устное народное творчество

Стр. 12-13

  • Отметь, какие из книг относятся к произведениям устного народного творчества.

∨ Владимир Даль. Пословицы русского народа,
∨ Заря-зарница. Русские народные сказки, песенки-потешки, загадки,
∨ Русские народные потешки, прибаутки,
∨ Радуга-дуга.

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Устное народное творчество". Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки.
Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты.
Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

  • Собери пословицы

Какие труды, такие и плоды.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

  • Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл в том, что нужно быть терпеливым и трудолюбивым, чтобы добиться успеха.  ©

Страница 14

  • В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери
    ответ:

∨ в Интернете;
∨ в сборнике “Пословицы русского народа”;
∨ у мамы или бабушки;
∨ в толковом словаре (в качестве примера)

  • Прочитай русские народные песни в учебнике "Литературное чтение" на странице 16.
    Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая…

  • Прочитай стихотворение Ф.Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется – но не ломится!

А. Прокофьев.

  • Опиши берёзу.

Берёза белая, плакучая, кудрявая, ясная, кипучая, грустная, светлая.

Страница 15

  • Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза - это дерево истинно русской природы. Она бела и чиста, как и чисты помыслами русские люди. ©

  • Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

Баю-баю-бай, усни, солнышко встаёт, угомон тебя возьмёт, спят усталые игрушки, баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок, спать пора, глазки закрывай, спокойной ночи, смотрит месяц ясный.

  • Попробуй сам сочинить колыбельную песенку. Не забудь про слова, которые в
    колыбельныхпесенках часто используются. Окончания слов должны совпадать по звучанию,
    рифмоваться. Колыбельные песни звучат мягко, напевно.

Люли-люли-люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели, посидели,
Песенку пропели:
"Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Будешь очень крепко спать -
Станем часто прилетать".

  • Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.
    Попробуй воспользоваться Интернетом.
    В любой поисковой системе (Rambler, Yandex, Mail) набери интересующие тебя слова

ПОТЕШКА, ПРИБАУТКА. Прочитай об этих произведениях устного народного творчества.
ПОТЕШКА - небольшое стихотворение или песенка, позволяющее в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. ("Сорока- ворона").

ПРИБАУТКА - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу ("Сова - большая голова").

Страница 16

  • Придумай сам потешки про щенка ЗАДИРИСТОГО, СПЯЩЕГО, ИГРИВОГО.

Игривый щенок

Мой щенок со мной играет,
Звонко, радостно он лает.
Ищет он себе друзей -
Поиграйте с ним скорей!

Спящий щенок

Вот устал щенок играть -
Важно всем нам отдыхать!
Лёг, уткнулся носом в лапы.
- Спи, Дружочек мой, лохматый.

Задиристый щенок

Мой задиристый щенок
Завертелся, как волчок.
Громко, радостно залаял,
Всех играть с собой заставил.

  • Сначала подбери слова, которые помогут увидеть, например, игривого щенка.

Игривый: Весёлый, бойкий, ищет друзей, радостно лает.
Спящий: Устал, важно отдыхать, уткнулся в лапы, спи, Дружочек.
Задиристый: Завертелся волчком, залаял, играть заставил.

  • Вспомни, с какой целью сочиняются потешки.
    Начни потешку, например, со слов "Весёлый щенок громко косточку грызёт". Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,
Громко косточку грызёт, а котёнку не даёт.
Ты, щеночек, не скупись
И с друзьями поделись.

  • Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?
    Обсудите с другом, от какого слова произошло слово НЕБЫЛИЦА.

НЕБЫЛИЦА - жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого
заключена несуразность.
Мне раньше было неизвестно, что "небылицы" по-другому называют "небывальщины".
Интересные факты помогают найти словари, справочники, Интернет.
Слово "небылица" произошло от слова "небыль", то чего не было, не могло произойти в действительности.

  • Прочитай стихотворение Ю.Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи
    доказательства.

Страница 17

Я купил на птичьем рынке говорящего кота,
Но не знал еще, что будет с ним сплошная маета.
Убежал мой кот из дома и явился в детский сад,
Пел он песню «Чунга-Чанга» тридцать три часа подряд!

Небылицы, небылицы
Переходят все границы!
Ну и что же? Ну и что же?
Быль и небыль так похожи!

В воскресенье в полвторого марсианин прилетел,
Позвонил по телефону - познакомиться хотел.
Я снимался в фильме и не мог пойти к нему.
Нам, артистам знаменитым, марсиане ни к чему!

Небылицы, небылицы
Переходят все границы!
Ну и что же? Ну и что же?
Быль и небыль так похожи!

Аппарат для сбора клюквы я недавно изобрел,
Все мне руку пожимали и кричали: «Ты — орел!»
Я тогда взлетел на небо и уселся на краю.
Сочинил вам эту песню и теперь ее пою!

Небылицы, небылицы
Переходят все границы!
Ну и что же? Ну и что же?
Быль и небыль так похожи!

Стихотворение Ю. Энтина является небылицей, потому что в нём говорится о совершенно невозможных в жизни событиях: говорящий кот, марсианин, автор взлетает на небо и садится на краю.

Ответы к стр. 18 - 23 Игра. Сочиняем небылицу

Страница 18

  • Строки стихотворения разделены на две части. Первые слова каждой строки написаны
    слева, а продолжение - справа. Задача играющих соединить первую и вторую части так,
    чтобы получилась небылица.

Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки.
Кошка физику учила,
Маша хвостик свой ловила.
Буратино сшил себе штаны,
Портной все поел блины.
Ёж накрыт к обеду был,
Чиж усами шевелил,
Рак летал под облаками,
Стол гонялся за мышами.
Чайник прыгал во дворе,
Мальчик булькал на костре.

  • Продолжите составлять небылицы с другом.

Песня в шахматы играла,
Громко девочка звучала.
В поднебесье слон летал,
Гусь из джунглей убежал.

Страница 19

  • Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться, о чём или о ком идёт речь.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос.
(Медведь)

У него большие уши,
Он хозяину послушен.
И хотя он невелик,
Но везёт, как грузовик.
(Осёл)

У него четыре лапки,
Лапки-цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он - гроза мышей.
(Кот)

  • Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.

В школьном портфеле тетрадка,
А что за тетрадка - загадка.
Получит оценку в неё ученик,
А вечером маме покажет... (дневник)

На странице Букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня.
(Крапива)

  • Организуйте с друзьями конкурс "Кто больше знает загадок".

Страница 20-21

  • Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них?
    Можно ли сказать, что все эти пословицы и поговорки о временах года? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника "Литературное чтение" (страницы 26 - 27). В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?

1. О весне:

1) Ласточка весну начинает, соловей кончает.
1) Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
1) Кто спит весною, мёрзнет зимою.
1) Весна красна цветами, а осень - снопами.
1) Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
1) Новый год - к весне поворот.
1) Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
1) Весна да осень - на дню погод восемь.
1) Где в апреле река, там в июле лужица.

2. О зиме:

2) Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба - и тепло, да голодно.
2) Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
2) Что летом родится, то зимой пригодится.
2) Кто спит весною, мёрзнет зимою.
2) Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
2) Будет зима - будет и лето.
2) Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
2) Новый год - к весне поворот.
2) Январь - году начало, зиме середина.
2) В ноябре зима с осенью борется.
2) Лето - припасиха, зима - прибериха.
2) Декабрь год кончает, а зиму начинает.
2) Мороз невелик, а стоять не велит.

3. Об осени:

3) Придёт осень, за всё спросит.
3) Цыплят по осени считают.
3) От осени к лету поворота нету.
3) Весна красна цветами, а осень - снопами.
3) Ноябрь - сентябрю внук, октябрю сын, зиме родной брат.
3) Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
3) Весна да осень - на дню погод восемь.
3) В ноябре зима с осенью борется.

4. О лете:

4) Дважды в год лето не бывает.
4) Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
4) Что летом родится, то зимой пригодится.
4) Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
4) От осени к лету поворота нету.
4) Будет зима - будет и лето.
4) Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
4) Где в апреле река, там в июле лужица.
4) Лето - припасиха, зима - прибериха.

Все пословицы (кроме пословицы "Как месяц не свети, а всё не солнышко", которую надо отнести ко времени суток) рассказывают о временах года.

Пословицы и поговорки можно найти в различных сборниках с таким же названием, в Интернете, узнать от старших.

  • Какая пословица или поговорка понравилась тебе больше всего? Объясни её смысл.

Мне понравилась пословица "Дважды в год лето не бывает". Её смысл в том, что лето в году бывает только один раз. Переносный смысл: Не следует ждать чего-то, что уже было и прошло.

  • Какая пословица тебе плохо понятна?

Все пословицы понятны.

Страница 22

  • Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.

"Баба-Яга", "По щучьему веленью", "Царевна-лягушка", "Сивка-бурка".

Страница 23

  • Найди в домашней или школьной библиотеке сборник "Сказки русских писателей". Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В.Катаева "Цветик-семицветик"?, Кто из героев говорит слова: "Лети, лети, лепесток, через запад на восток..."?

Я нашёл сборник "Сказки русских писателей. Начальная школа. 1-4 класс". Издательство "Стрекоза", 2016 г. Я прочитал из этого сборника следующие произведения: Д. Мамин-Сибиряк "Серая шейка", П. Бажов "Серебряное копытце", В.Катаев "Цветик-семицветик".

Слова "Лети, лети, лепесток, через запад на восток..." принадлежат девочке Жене из сказки В.П. Катаева "Цветик-семицветик", в руки которой попал волшебный цветок с разноцветными лепестками.

  • Обсудите с другом, чему очень важному учат народные сказки.

Сказка призвана не просто развлекать. Она рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрым и справедливым, чутким и отзывчивым; защищать слабых; находить выход из самых сложных ситуаций, преодолевать трудности, противостоять злу, приходить на помощь товарищу; быть терпеливым, настойчивым, храбрым; уважать старших, не обижать младших; любить свою Родину.

  • Составь небольшое сообщение на тему "Чему учат сказки".
    Начни со слов: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!"

"Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!" Это слова из произведения "Сказка о золотом петушке" у А. С. Пушкина. ©
Сказки помогают нам поверить в себя и свои силы, преодолеть трудности, воспитать в себе силу духа, смелость и мужество. Они учат детей добру и терпению, состраданию и прощению; помогают посмотреть на себя со стороны взрослым. Сказки - наши лучшие друзья и советчики в самых сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками учат нас отличать правду от лжи, добро от зла. Смысл сказки никогда не лежит на поверхности, но в её "намёках" заложена вековая мудрость народа.

Ответы к стр. 24  У страха глаза велики

  • Рассмотри внимательно иллюстрацию на странице 36 учебника. Кто на ней изображён?
    Какой текст соответствует иллюстрации? Запиши.

На иллюстрации изображены бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка и зайка.

Слова из текста к иллюстрации: "Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали".

  • Что могло произойти до событий, изображённых на рисунке, что могло произойти после
    них?

До события, изображённого на рисунке, водоносы возвращались домой, каждый со своим ведром, но налетел ветер, яблоньку качнул, и яблоко упало сидящему под деревом зайке в лоб, чем напугало его, он выскочил и прямо водоносам под ноги, чем напугал их.

После того, что запечатлено на иллюстрации, произошли следующие события: побросавшие вёдра водоносы побежали домой, и от страха бабушка упала на лавку, внучка за её спину спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печкой схоронилась.

  • Раздели текст на части, озаглавь их.

Водоносы.
За водой.
Встреча с зайкой.
"У страха глаза велики".

  • Восстанови последовательность событий сказки.

За водой
Ах, беда, беда!
Скорей домой!
Робкого и тень страшит.

  • Из каждой части выпиши опорные слова, которые помогут восстановить текст целиком.

Часть первая: Жили-были.
Часть вторая: Ходили за водой, вёдра, брали воду.
Часть третья: Назад идут, воды набрали, под яблонькой зайка сидел, ветерок, прыгнул зайка под ноги, испугались, вёдра побросали.
Часть четвёртая: Медведище, волк страшный, лиса подкралась, котище усатый, вот страсти-то, у страха глаза велики: чего нет - и то видят.

  • Перескажи сказку, используя иллюстрацию и опорные слова.

Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.

Каждый день они ходили за водой, каждая со своим ведром по размеру.

Назад идут домой, воды набрали, через огород, в котором яблонька росла. А под яблонькой зайка сидел. Налетел ветерок, качнул деревце, яблоко и отскочило зайке в лоб. Прыгнул зайка прямо под ноги водоносам. Испугались они, вёдра побросали и домой побежали.

Бабушке от страха медведище померещился, внучке - волк, курочке - лиса, а мышке - котище усатый. А зайке в лесу - четыре охотника с собаками. Вот страсти-то! У страха глаза велики: чего нет - и то видят.

Ответы 7gy.ru к стр. 25 Лиса и журавль

Лиса и журавль

Лиса с журавлем подружились.
Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.
Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик куманек, — сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает!
А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с
узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и
понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно
хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

  • Определи и соедини стрелкой слова, которые наиболее точно говорят о героях.

Лиса ⇒ хитрая, Журавль ⇒ умный.

  • Запиши план рассказа о лисе и журавле.

1. Лиса с журавлём подружились.
2. Званый пир у лисы.
3. Ответный визит.
4. Конец дружбы.

  • Можно ли лису и журавля назвать друзьями? Обсудите с другом. Запиши ответ и поясни
    его словами из текста.

Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они не пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на компромисс.

"Как аукнулось, так и откликнулось!"

  • Какова главная мысль сказки? Выбери ответ.

Как ты относишься, так и к тебе относиться будут.

Ответы к стр. 26 Гуси-лебеди

  • Восстанови последовательность событий в сказке. Что пропущено? Дополни.

Жили-были...
Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика.
Бросилась девочка догонять гусей-лебедей.
Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
Поешь моего лесного яблочка - скажу.
Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
В избушке старая Баба-яга прядёт кудель.
Баба-яга дала девочке веретено, а сама ушла.
Девочка взяла братца и побежала.
Гуси-лебеди, летите в погоню!
Речка, матушка, спрячь меня!
Яблоня, матушка, спрячь меня!
Печка, матушка, спрячь меня!
А тут и отец с матерью пришли.

  • Составь рассказ о девочке. Ответь на вопросы. О чём ещё хотел бы ты спросить?

- Расскажи, что мы узнали о девочке в начале сказки.
- Расскажи, какая беда произошла с ней.
- Объясни, почему она отказалась выполнять просьбы печки, речки, яблоньки.
- Расскажи, с какими героями сказки встретилась девочка.
- Расскажи, кто пришёл ей на помощь.
- Объясни смысл пословицы "Не дорого начало, а дорог конец". Можно ли эту пословицу
соотнести с поступками девочки в сказке?

В начале сказки девочка ослушалась родителей, строго-настрого запретивших уходить ей со двора. Девочка заигралась и беспечно позабыла, что должна беречь братца. Унесли её братца гуси-лебеди. Девочка бросилась в погоню, встретив на пути чудесных помощников: печку, яблоню, молочную речку, но привередливо отказала им в просьбах.

Друзья приходят ей на помощь тогда, когда она уважительно относится к ним: она уступает просьбам речки, яблони и печки - пьёт киселёк, съедает яблочко, пирожок и говорит им "спасибо" за угощения.

Пословицу "Не дорого начало, а дорог конец" можно соотнести с поступками девочки. Сперва она заигралась и не уследила за братцем. Кинувшись спасать его, не стала выполнять просьбы печки, яблони и молочной речки, обидев тех, кто пришёл ей на помощь в беде. В итоге девочка спасла братца от Бабы-яги, приняла угощения, защиту и помощь друзей и вернулась к родителям.

Я бы ещё спросил:

- Что поняла для себя девочка, пройдя все испытания.

Ответы к стр. 27 Литературная викторина. Узнай сказку!

  • С помощью опорных слов восстанови последовательность событий каждой сказки. Запиши названия сказок.

1. Жили-были петушок и курочка. Клевал-клевал петушок бобовые зёрнышки и подавился.
Бросилась курочка к хозяюшке попросить маслица, та отправила её к коровушке за молоком для маслица. Коровушка велела идти курочке к хозяину за свежей травой, тот сказал бежать к кузнецу за косой. Курочка все просьбы выполнила, смазала маслицем петушку горлышко. Бобовое зёрнышко проскочило, и петушок запел: "Ку-ка-реку!"

Петушок и бобовое зёрнышко

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, да торопился, а курочка знай себе да приговаривает:
- Петя, не торопись. Петя, не торопись.
Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:
- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.
Хозяйка говорит:
- Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я уж собью маслица.
Бросилась курочка к корове:
- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Ступай скорее к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.
Бежит курочка к хозяину:
-Хозяин! Хозяин! Дай скорее коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
- Беги скорей к кузнецу за косой, - говорит хозяин.
Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:
- Кузнец, кузнец, дай скорее хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.
Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко и проскочило. Петушок вскочил живехонький и во все горло запел:
- Ку-ка-реку!

2. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка, мышка-норушка.
Брали они воду: бабушки большими вёдрами из колодца, внучка - вёдрами поменьше из колоды, курочка - с огурчик - из лужицы, мышка - с напёрсточек - из копытца. Пошли они за водой, набрали, идут мимо яблоньки. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблочко в лоб зайке отскочило. Прыгнул зайка водоносам под ноги.
Испугались они, вёдра побросали, побежали домой. От страха бабушке медведь померещился, внучке - волк, курочке - лиса, мышке - кот, а зайке под кустом - четыре охотника с собаками. "Вот страсти-то! У страха глаза велики."

У страха глаза велики

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.
Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.
Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.
Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!
Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.
А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел.
Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!
Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.
Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:
— Ох! Медведище меня чуть не задавил!
Внучка плачет:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!
Курочка на печке кудахчет:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки пищит:
— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»
Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

3. Сидел тетерев на дереве. Обратилась лисица к нему: "Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был". Тетерев остался на дереве и сказал лисе, что собаки бегут, но бояться ей нечего. Лисица навострила уши и убежала, ответив: "Может, они указ не слыхали".

Лиса и тетерев

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, - сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был.
Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.

4. Лиса с журавлём подружились. Позвала лиса журавля в гости: "Приходи, куманёк. Уж я тебя угощу!" Сама размазала манную кашу по тарелке, подала и потчевает. На следующий день журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком и пригласил лису. Лиса домой вернулась несолоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось!

Лиса и журавль

Лиса с журавлём подружилась. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!
Пошёл журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке.
Подала и потчевает:
— Покушай, голубчик-куманёк, - сама стряпала.
Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал - ничего не попадает. А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит:
— Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем!
Журавль ей отвечает:
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин.
А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел.
— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла несолоно хлебавши.
Как аукнулось, так и откликнулось!
С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.

Ответы 7gy.ru к стр. 28 Учимся сочинять сказку

  • Надо определить главных героев. Например, это будут собака и кошка. Они редко становятся друзьями. Попробуй объяснить, почему.

Мышка и хомяк. Друзья.

  • Определи: герой какой?

∨ добрый
∨ умный

  • О каком событии может идти речь в твоей сказке? Выбери ответ.

∨ В гости ходили друг к другу.

  • Придумай название для своей сказки, например "Как кошка поссорилась с собакой".
    Составь план.

"Мышка и хомяк"

План:

Дружба мышки и хомяка.
Мышка голодает.
Хомяк угощает мышку.
Голодная зима.
Друг познаётся в беде.

Сказка
Мышка и хомяк

   Однажды мышка и хомяк подружились. Мышка жила в доме, а хомяк в поле. Летом хозяева уехали на дачу, и мышка осталась без еды. Хомяк пожалел её и стал угощать зерном из своих запасов каждый день.
   Но вот наступила холодная зима. Хозяева вернулись домой. В доме стало тепло и у мышки снова появилась еда. Вспомнила мышка о добром хомяке и решила его проведать. А у хомяка заканчивались все запасы зерна.
   Пригласила мышка его перезимовать в свой дом. Вырыл хомяк норку в подвале, наелся мышкиного сыра и подумал: "Настоящий друг познаётся в беде".

Ответы к стр. 29 Проверим себя и оценим свои достижения

  • С какими произведениями устного народного творчества ты познакомился в этом разделе?

Народными песнями, потешками и прибаутками, считалками и небылицами, загадками, пословицами и поговорками, сказками.

  • Отметь отличительные черты волшебной сказки.

∨ В сказке происходят волшебные превращения и другие чудеса.
∨ Добро побеждает зло.
∨ Сказка начинается, затем события сказки троекратно повторяются, потом сказка заканчивается.

Отметь, что ты хорошо усвоил, "+".

+ Я умею различать виды устного народного творчества.
+ Я научился отгадывать загадки и сам их придумывать.
+ Я хорошо определяю последовательность событий в произведении.