Ответы к страница (ы) 51-60 Были Небылицы

  • Можешь ли ты по названию догадаться, о чём пойдёт речь в этом разделе?

Название состоит из двух слов: "были" - значит то, что было, а "небылицы", то, что придумано, чего не было.

  • Как по-другому можно озаглавить этот раздел?

Рассказы и сказки.

  • Составь список книг, которые можно поместить на выставку "Были-небылицы".

Л. Н. Толстой "Лев и собачка", В. Медведев "Баранкин, будь человеком!", В. Медведев "Грунькины были и небылицы", Ян Ларри "Необыкновенные приключения Карика и Вали", М. Зощенко "Лёля и Минька", М. Горький "Случай с Евсейкой".

  • Какое из представленных на выставке прооизведений ты читал?

Я читал произведения М. Зощенко из книги "Лёля и Минька".

  • Что ты знаешь об авторе этого произведения? Найди информацию в учебнике, энциклопедии или Интернете. Запиши.

Михаил Михайлович Зощенко родился в семье художника. Будущий писатель в 1913 г. окончил гимназию и поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс- капитана, был ранен и демобилизован (уволен из армии).Новая война - Гражданская - позвала Михаила добровольцем в Красную Армию. Он провоевал всего год, снова демобилизовался. Кем только не пришлось ему работать после войны: сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром...
Но всю жизнь он стремился к литературе. "Цель жизни - найти призвание", - говорил он. Его призванием стала литература. Первый рассказ Зощенко был напечатан в 1914 г.
Он назывался "Тщеславие" и повествовал о барышне, из тщеславия покупавшей французскую газету, хотя по-французски она не понимала.
Зощенко был писателем-сатириком. Он высмеивал недостатки, или, как он сам говорил, "печальные черты человеческих характеров". В его произведениях многие узнавали себя.
Не каждый человек может достойно пережить такую "встречу с самим собой" в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Автора обвинили в неуважении к народу, запретили печатать свои произведения. Для писателя это равносильно смерти.
Сегодня книги Зощенко печатаются большими тиражами. Читая его рассказы, написанные более полувека назад, мы видим, что многие его герои, к сожалению, дожили до наших дней.

  • Напиши отзыв на понравившееся произведение.

Рассказ «Галоши и мороженое». В этом произведении дети совершают серьёзный проступок и от отца получают серьёзное наказание. Автор говорит о своей детской любви к мороженому, но мать, беспо­коясь за здоровье детей, не позволяла его есть ни ему, ни сестре. Дети нашли старую галошу в саду, и проходивший мимо тряпичник заплатил им за неё две копейки. Они спешат потратить деньги на мороженое и, воодушевлённые упавшим с неба доходом, теперь уже крадут две непарные галоши из прихожей для продолжения торговли. Их преступление раскрывается, когда их зовут домой, чтобы попрощаться с гостями: ни у дяди, ни у тети нет второй галоши. Следует наказание отца, решившего продать все Лёлины и Минькины игрушки тряпичнику, и на вырученные деньги приобрести новые галоши гостям. А также отец запрещает в течение целых двух лет Лёле и Миньке кушать мороженое. И до нынешнего дня рассказчик не может есть мороже­ное, не вспоминая этот случай и не спрашивая себя: «Заслу­жил ли я это сладкое, не соврал ли и не надул ли кого-ни­будь?» Он советует всем думать об этом, поедая мороженое.

Ответы к страница (ы) 52 - 54 М. Горький. Случай с Евсейкой

  • Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно. Запиши их.

Морскую звезду; лангустов; краба; точно крупные вишни, актинии; точно мухи, креветки; морскую черепаху; две маленькие зелёные рыбёшки, совсем как бабочки в воздухе; рака-отшельника; большую рыбу; голотурию; морского пузыря; сепия, совсем, как мокрый носовой платок; маленьких рачков; сифонофоры, словно стеклянные шарики.

  • Что ты думаешь о Евсейке? Какой он?

Маленький, беззаботный, хитрый, быстро находит решение.

  • Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?

"Маленький, очень хороший человек", "не испугался", "старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа".

  • Придумай продолжение сказки, используя слова: никто не поверил, придётся возвращаться, бурлит, сейчас съест, со злостью.

...И быстрей домой побежал. Рассказал он про своё путешествие родителям, но ему никто не поверил. А папа ещё и разозлился:
— Удочку потерял и всё выдумал! - кричит. - Пошли на берег, посмотрим, что там.
Понял Евсейка, что придётся возвращаться к морю. Идёт за папой грустный, - удочка уже далеко уплыла, наверно. Подошли они к берегу и стали искать её. Утомился папа
Евсейки от поисков и прмсел на камень отдохнуть. Глаза прикрыл, ветер с моря прохладой обдаёт - хорошо.
Вдруг слышит - бурлит море, волны так и ходят. Открывает глаза - а напротив большая зубастая рыба пасть открыла, того и гляди, сейчас съест. И говорит со злостью:
— Это кто тут рыбу не любит? Это где в рыбе одни кости?!
И удочкой в бок его толкает. Да так сильно, что свалился папа Евсейки с камня.
Встаёт, смотрит, а это Евсеёка нашёл свою удочку и радостно тычет его в бок.
Посмотрел папа на Евсейку беззаботно и ласково и сказал:
— Молодец! А теперь домой, хватит на сегодня приключений!

  • Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или невероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно.
    Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.

Однажды утром пошёл я на рыбалку. Закинул удочку и тут же поплавок под воду ушёл.
Дёрнул я удочку, а она ни в какую не поддаётся. Крючок за корягу зацепился! Вдруг из воды выпрыгивает золотая рыбка в короне: желание, мол, исполню!
— Хочу, - говорю я, - в Подводном царстве оказаться!
Смотрю: креветка на велосипеде по воде мчится.
— Садись, - говорит, - подброшу до царства Подводного.
Ну, и поехали. Побродил я под водой - скучно.
Тут мимо осьминог проплывает:
— Айда в шахматы играть!
Ну я и сыграл с ним на шахматной камбале. Только проиграл сразу - куда мне с двумя руками против его восьми щупалец!
И тут же огромный ёрш подскочил с сетью и сачком:
— Проиграл! - кричит он.
И раз меня в сеть, как селёдку какую-то! И к берегу быстрей. Выкинул меня из сети на берег, сачком погрозил и уплыл. А я домой пошёл.

Ответы к страница (ы) 55 - 56 К. Паустовский. Растрёпанный воробей

  • Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком. Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.

Когда кончился спектакль, в котором Машина мама танцевала Золушку, и музыка весело запела о счастье, в это самое время в зрительный зал ворвался, маленький, растрёпанный после жестокой драки, воробей. Он закружился над сценой, и все заметили, что в клюве у него блестит хрустальная веточка. Зал стих. Воробей подлетел к Золушке. Она протянула к нему руки, и воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет. Золушка приколола его к своему платью. Зал рукоплескал. Воробей сел на люстру и начал чистить перья. Золушка кланялась и смеялась.

Пересказ отрывка будет подробным.

План:

1. Окончание спектакля.
2. Появление растрёпанного воробья.
3. Хрустальная веточка.
4. Золушка счастлива.

  • Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями? Запиши диалог с другом.

– Мог ли ты ожидать от воробья таких действий?
– Пашка ведёт себя как неравнодушный человек.
– Как по-новому раскрылся перед тобой характер Пашки?
– Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, смелый.
– Почему после спектакля «у счастливой Золушки на глазах были слёзы»?
– Потому что она не смогла выполнить просьбу Машиного папы и приколоть стеклянный букетик к платью, когда она впервые исполняла роль Золушки.
– Что сделали Пашка и вся воробьиная семья для Маши и Машиной мамы?
– Они не только вернули букетик, отобранный у вороны, но и помогли машиной маме выполнить её обещание: приколоть букетик к платью во время первого исполнения роли
Золушки и вспомнить в этот момент о Машином папе, а Маше они помогли вернуть спокойствие, помогли «искупить вину» за открытую форточку и излишнее любопытство.
– Можно ли произошедшее назвать чудом?

  • В рассказе "Растрёпанный воробей" животные изображены как люди. Ворона наделена скупым, сварливым характером.
    Проследи, как описывается воробей Пашка.

"маленький растрёпанный воробей по имени Пашка", "прилетал к Маше, поклевывал крошки и соображал, чем бы Машу отблагодарить", "начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше", "как маленький пушистый снаряд", "нахохлился и задумался", "почистил клюв, смахнул лапой слезинку, чирикнул и скрылся", "собрал всех воробьёв, какие жили поблизости, и воробьи всей стаей напали на вороний ларёк", "было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки", "воробей на лету бросил ей на ладони маленький хрустальный букет".

Пашка – рассудительный, внимательный, наблюдательный, ловкий, умный, смелый.

  • Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.

Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих.

Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами. Они всячески старались помочь маме вместе с высоким дирижёром.

Ответы к страница (ы) 57 - 59 А. Куприн. Слон

  • В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события?
    Обоснуй своё мнение. Найди подтверждение в тексте.

Я думаю, здесь есть как вымышленные события (отец сделал немыслимое дело – привёл в жилую комнату настоящего циркового слона), так и абсолютно реальные (для родителей, поистине, нет ничего невозможного, когда речь идёт о здоровье и жизни ребенка).

  • Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запиши их.

1. Отчего угасает маленькая Надя?
2. Желание Нади увидеть настоящего слона - это мечта или каприз?
3. Как Надин папа сначала воспринял просьбу дочери привести настоящего слона? Что заставило его изменить решение?
4. Как хозяин зверинца сначала отнёсся к просьбе Надиного папы привести слона?
Почему он передумал?
5. Почему папа выбирает для Нади именно Томми - самого большого слона, - ведь в зверинце есть и два маленьких?
6. Правда ли, что для родительской любви нет ничего невозможного?
7. О чём же этот рассказ: о силе родительской любви? О том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?

  • Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую часть.

1. Девочка больна.
2. Надя от всего отказывается.
3. Желание увидеть живого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади.

  • Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок пришлась тебе по душе? Почему? Объясни. Докажи своё мнение. Расскажи её маме или своим друзьям.

Литературная сказка – авторское произведение в отличие от народной сказки, которая возникла как малый эпический жанр в результате коллективного творчества.
Литературная сказка – жанр художественной литературы, в то время как народная сказка – один из фольклорных жанров, особенность которого – устный пересказ. Литературная сказка может иметь придуманный автором свободный сюжет. В народной сказке сюжетная линия строго подчинена определённой схеме, которой должен придерживаться рассказчик, чтобы сохранить канву повествования. Система образов в литературной сказке произвольна, в народной – обусловлена традициями и представлениями о добрых и злых силах. Народная сказка в художественной форме отражает глубинный пласт коллективного сознания и относится к древнейшему виду устного народного творчества. Литературная сказка может продолжать национальные традиции, но является плодом авторского воображения и в жанровом плане близка к современным видам приключенческой и фантастической литературы.

  • Рассмотри рисунки на с. 44 учебника. Кто из героев тебе знаком? Составь и запиши о
    нём рассказ. Сделай иллюстрацию.

Это герои сказок Г. Остера: мартышка, слонёнок, удав, попугай; герои Н. Носова: Незнайка, Пилюлькин, Знайка; герой Э. Успенского Чебурашка; Федора с посудой из сказки К Чуковского "Федорино горе".

Федора живёт в маленьком домике, но там царит грязь и лень. Федора не хочет следить за порядком в доме. И посуде надоедает быть немытой, и она решает сбежать от нерадивой хозяйки. В разговоре с курицей посуда выдает цель всего происходящего: так как побег выглядит довольно бессмысленным, потому что чашки и тарелки, гуляя, не делаются чище, мнимым бегством утварь хочет напугать Федору. И это ей удается.
Хозяйка становится добрее, готова избавиться от тараканов, а посуда решает вернуться к своей владелице.

Ответы  к страница (ы) 60 Проверим себя и оценим свои достижения

  • Прочитай текст К. Паустовского "Прощание с летом" (в сокращении).

В лесах было торжественно, светло и тихо.
День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки.
Мы осторожно дышали на них, и они превращались в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Мы бродили по лесам до сумерек, обошли знакомые места. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на засыпанных снегом рябинах.
Кое-где на полянах перелетали и жалобно попискивали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно темнело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

  • Определи, сколько частей (микротем) в этом тексте.

В тексте 4 микротемы:

1. В лесах светло и тихо.
2. Одинокие снежинки.
3. Стаи снегирей.
4. Снеговые тучи.

  • Подчеркни в каждой части главные (опорные) слова или выражения.
  • На основе опорных слов опиши увиденную картину.

В лесах было светло и тихо.
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки, и они превращались от дыхания в чистые капли воды, потом мутнели, смерзались и скатывались на землю, как бисер.
Люди бродили по лесам до сумерек. Стаи снегирей сидели, нахохлившись, на рябинах.
На полянах перелетали птицы. Небо над головой было очень светлое, белое, а к горизонту оно темнело, и цвет его напоминал свинец. Оттуда шли медленные снеговые тучи.

  • Перескажи текст подробно.