Ответы к страница (ы) 37 - 42 Великие русские писатели

  • Кто изображён на портретах? Подпиши их.

 

  • Какие произведения этих писателей ты читал? Составь список, указывая фамилии авторов.

А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди", "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях", "Сказка о попе и о работнике его Балде", "Сказка о золотом петушке".
Стихотворения: "Зимнее утро", "Зимний вечер", "Уж небо осенью дышало", "Опрятней модного паркета…" (отрывок из «Евгения Онегина»), "Птичка божия не знает" (отрывок из поэмы «Цыганы»), "Зимняя дорога", "Если жизнь тебя обманет…"

М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Осень", "Утёс", "На севере диком стоит одиноко…", "Выхожу один я на дорогу…", "Тучи", "И скучно и грустно…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Парус".

Л. Н. Толстой. "Акула", "Прыжок", "Лев и собачка", "Булька", "Булька и кабан", "Два товарища", "Косточка", "Котёнок", "Лгун", "Ленивая дочь", "Отец и сыновья", "Правда всего дороже", "Собака Якова", "Спорщики", "Старый дед и внучек", "Филипок".

И. А. Крылов. "Квартет", "Осёл и Соловей", "Кот и Повар", "Волк и Ягнёнок", "Свинья под дубом", "Ворона и Лисица", "Лисица и виноград", "Кукушка и Петух", "Демьянова уха", "Зеркало и Обезьяна", "Мартышка и очки", "Ларчик", "Стрекоза и муравей", "Лев и Мышь", "Слон и Моська".

Ответы к страница (ы) 38 А.С. Пушкин. Сказка о царе Салтане

  • Чем заканчивается сказка? Запиши последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Я там был; мёд, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

Такие концовки характерны для народных сказок. Только пишутся они обычно прозой и встречаются, как в приведённом у Пушкина варианте, так и в таком виде: "Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало". ("Сивка-бурка")

Ответы к страница (ы) 39 А.С. Пушкин. Уж небо осенью дышало

  • К слову "скучная" найди близкие по смыслу слова.

Неинтересная, унылая, нерадостная, однообразная, безотрадная, будничная, тоскливая.

  • Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Вот страница, где царь Салтан подслушивает разговор трёх девиц. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»… и мечтали выйти замуж за царя. Теперь посмотрим на иллюстрацию: в это время на дворе стоит светлая ночь, молодится месяц, уютно светятся маленькие окошки заснеженного терема с резным нарядным крыльцом, вдалеке видна церковь, и вот, провалившись в снег, стоит и подслушивает «царь, стороны той государь». Голубоватый снег светится, сияют драгоценные одежды, прекрасна тишина зимней ночи — царь спешит к своей суженой. Рассматривая иллюстрацию, можно и услышать хруст снега, и ощутить морозный зимний воздух.

Ответы к страница (ы) 39 И.А. Крылов. Зеркало и обезьяна

  • Какие строки басни стали крылатыми выражениями? Запиши их.

"Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться".

Ответы к страница (ы) 40 Л.Н. Толстой. Акула

  • Что ты думаешь о старом артиллеристе? Какой он человек? Что тебе в нём нравится?

Старый артиллерист очень сильный духом человек, мужественный, опытный. Он спасает своего сына и его друга, проявляет находчивость в самый опасный момент. Отцовские чувства помогают ему решительно действовать и не терять самообладания.

  • Какое произведение Толстого тебе особенно запомнилось? Почему?

Мне понравился рассказ "Акула". В самый напряжённый момент произведения, старый артиллерист принимает самое сложное в своей жизни решение. Увидев, что матросы не успевают спасти мальчиков он бежит к пушкам и стреляет в акулу. При спасении сына и его друга артиллерист рискует их жизнями ради их же спасения.

Ответы к страница (ы) 40 Л.Н. Толстой. Лев и собачка

  • Знаешь ли ты другие произведения Толстого о животных? Запиши их названия.

«Булька», «Булька и кабан», «Котёнок», «Собака Якова», «Зайцы», «Как волки учат своих детей», «Лебеди», «О муравьях», «Пожарные собаки».

Ответы к страница (ы) 41 - 42 Проверим себя и оценим свои достижения

  • Вспомни, что такое текст-рассуждение и текст-описание.

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

в первой части высказывается мысль, которая требует объяснения, доказательства;
вторая часть - это само объяснение, доказательство;
третья часть - это вывод. К тексту-рассуждению можно поставить вопрос почему?
Текст, в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом-описанием.
К тексту-описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

  • Рассмотри внимательно схему. К какому типу текста она относится?

Схема относится к тексту-рассуждению.

  • Определи особенности текста-описания. Выбери нужные словосочетания. Дополни своими мыслями.

V Описывается место действия.
V Говорится о признаках предмета.
V Описывается состояние природы.
Описывается внешность человека.
К тексту можно поставить вопрос КАКОЙ?
Характерно наличие изобразительных средств (эпитетов, олицетворений).


  • Выбери названия для текста-описания 1).

1. Осень — удивительное время года.

  • Выбери названия для текста-рассуждения 2).

2. Почему птицам зимой холодно?
2. За что я люблю свою маму?

  • Самостоятельно придумай и запиши текст-описание и текст-рассуждение.

1. Текст-описание

Зима

Я люблю зиму. Сегодня она неподвижная, скованная блестящим льдом, холодная и неприветливая. Но прекрасная в своей шикарной белой шали, пушистых снежных одеждах, сверкающих украшениях. Завтра оживлённая детским радостным смехом, весёлым катанием с горы, шумными играми.

2. Текст-рассуждение

За что люди любят свою родину?

За что люди любят свою родину? Для каждого человека в этом слове заложено что-то личное, особенное. Кто-то связывает это понятие с Великой судьбой своей страны. Кто-то с местечком, где он родился. Одни люди думая о родине, вспоминают детство, другие - стены родного дома, третьи – маму и её руки.
Мы любим родину, потому что это самое близкое, родное, неотделимое от тебя.