Ответы  к страница (ы) 65 - 73 Люби живое

  • Вспомни произведения о животных и природе, которые ты прочитал. Составь список
    произведений, которые ты советовал бы прочитать своим друзьям.

В. Берестов "Кошкин щенок", М. Пришвин "Ребята и утята", Н. Сладков "Топик и Катя", В. Бианки "Чей нос лучше?", Е. Чарушин "Страшный рассказ", "Про Томку", С. Маршак "Усатый-полосатый", Г.-Х. Андерсен "Гадкий утёнок", Б. Житков "Храбрый утёнок", В. Бианки "Сова", В. Бианки "Лесные домишки", М. Пришвин "Ёж".

Ответы к страница (ы) 65 М. Пришвин. Моя Родина

  • Ты любишь наблюдать за природой? Придумай свой рассказ о том, как ты летом был в лесу. Запиши.

Летом в лесу

Летом в лесу пахнет цветами и душистыми ягодами. Малина, земляника, голубика, ежевика горят разноцветными огоньками в утренней росе. А яркие цветы привлекают бабочек, пчёл и жучков, которые хотят полакомиться нектаром. Снуют по деревьям юркие белки, пылая яркими хвостами среди сочной листвы. Дятел ищет насекомых и личинок, наполняя звуками зелёный лес. Поползень охотится за гусеницами. На полянке заяц объел кору с берёзы, и капли прозрачного сока падают на землю. А под берёзкой уже собрались муравьи и пьют вкуснейшую жидкость. До самого позднего вечера можно бродить между деревьев и наблюдать за жизнью лесных жителей.

Ответы к страница (ы) 66 - 67 И. Соколов-Микитов. Листопадничек

  • Опиши Листопадничка. Каким он был? Выбери слова, дополни своими.
    Легкомысленным, любопытным, боязливым, беспокойным.

Мечтательным, добрым, трудолюбивым, храбрым, отчаянным.

  • Представь себя в роли зайчика-Листопадничка и расскажи о своём путешествии.
    Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Перескажи текст сначала подробно, потом кратко.

План:

1. Моя мечта.
2. Подготовка животных к зиме.
3. В хатке бобров.
4. Пришлось остаться на зиму.
5. За долгую зиму большого страха натерпелся.
6. Наконец-то дома!

  • Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план.

А тут в лесу открыли школу для зверят. И Листопадничек пошёл учиться. А там и медвежонок, и бобрята, и рысёнок, и много других лесных жителей. То их рисовать учат, то от охотника спасаться, то книги интересные читать.
И прочитал зайчонок, что есть на Земле жаркая страна Африка, где всегда тепло. Решил
Листопадничек там обязательно побывать. Вышел из леса, и на опушке медведя с лукошком грибов встретил.
— Михаил Потапович, не знаешь, в какой стороне Африка? - спросил зайчонок.
— Вон туда тебе идти нужно, храбрый Листопадничек, - ответил медведь. - Вот, возьми самый большой гриб - перекусишь в дороге.
Побежал зайчонок дальше и скоро добрался до Африки. Запыхался и быстрей к реке, попить. А из реки на него крокодил выпрыгнул, пасть зубастую раскрыл - сейчас проглотит. Что есть силы подпрыгнул Листопадничек и... полетел.
Всё выше и выше поднимается. А это, оказывается, его инопланетяне на тарелке решили спасти. Вылетели с ним в открытый космос, облетели Землю и нашли дом Листопадничка.
Одели на зайчонка скафандр и отправили вниз, на Землю, домой. Упал зайчонок на мягкую болотную кочку и быстрей к старой зайчихе в гнездо побежал новые истории рассказывать.

План:

1. В школе.
2. Новая мечта.
3. В Африке.
4. Полёт в космос.
5. Снова дома.

Ответы к страница (ы) 68 В. Белов. Малька провинилась

  • Что ты думаешь о главных героях рассказа? На чьей стороне твои симпатии? Запиши свои мысли.

Конечно, мои симпатии на стороне автора, он понимает Мальку, сочувствует ей, восхищается её материнскими инстинктами.

  • Как ты себе представляешь Мальку? Почему она получила такую кличку? Напиши.

Малька была маленькой, с виду беспомощной, кривоногой, наверно, за это получила кличку. Она никого не подпускала к щенятам, Заботливая и верная, каждый день она бегала в соседнюю деревню кормить своего сына, несмотря ни на какие опасности.

Ответы к страница (ы) 69 В. Бианки. Мышонок Пик

  • Выпиши названия глав из сказки Бианки, и у тебя получится план, с помощью которого ты можешь пересказать это произведение.

1. Как мышонок Пик попал в мореплаватели.
2. Кораблекрушение.
3. Страшная ночь.
4. Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка.
5. "Соловей-разбойник"

Ответы к страница (ы) 69 Б. Житков. Про обезьянку

  • Ты уже знаешь, что такое сжатый пересказ. Если бы тебя попросили рассказать кратко,
    о чём этот рассказ, или кратко передать его содержание, то как бы ты построил свой
    ответ? Выбери подходящие выражения:
    √ определил основную мысль произведения;
    √ выделил смысловые части;
    √ перечислил события;
    √ озаглавил смысловые части;
    √составил план.

1. Прочитать текст и определить его главную мысль.
2. Отметить, что является существенным, а что второстепенным для выражения главной мысли.
3. Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющих каждую часть).
4. Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.
5. Кратко пересказать текст про себя при закрытой книге.

Ответы к страница (ы) 70 - 72 В. Астафьев. Капалуха

  • Определи основную мысль рассказа. Какая пословица больше всего соответствует ей?

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

  • Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая? Составьте с другом диалог.

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?
— Ребята осознали свою вину, убежали от капалухиного гнезда, не причинив вреда ни ей, ни её будущим птенцам.

— Как ты думаешь, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?
— Я думаю, после этого случая мальчики вспомнят правило поведения в лесу: для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нём тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
— Хочу привести слова А. Барто: "Я сорвал цветок - и он завял. Я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем".

  • Придумай рассказ о своём любимце, дополни его сведениями из энциклопедии или Интернета. Запиши.

Летом я принёс домой хомяка Хому. Он был очень задиристым и не давался в руки. Через некоторое время я понял, что он такой дикий, потому что один. Мы с папой решили завести ему друга. Это был серенькая хомячиха Маша. Они подружились. Хома стал ручным и мы проводим всё свободное время вместе.

Хомяки - животные, разнообразные по внешнему виду и образу жизни. Большинство из них предпочитает жить в степи или на открытых участках леса. Многие хомячки укладываются в зимнюю спячку. Спячка хомяка не так глубока, как у сурков и сонь. Они часто просыпаются, чтобы подкрепиться.

  • Что объединяет произведения раздела "Люби живое"? В них описаны реальные события или вымышленные?
    Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, какие - к рассказам?

Произведения объединяет любовь к животным, они учат сочувствию, сопереживанию, бережно относится к природе, охранять её.

К сказкам можно отнести произведения И. Соколова-Микитова "Листопадничек", В. Бианки "Мышонок Пик".
К рассказам - В. Белов "Малька провинилась", "Ещё раз про Мальку", Б. Житков "Про обезьянку", В. Астафьев "Капалуха", В. Драгунский "Он живой и светится..."

  • Какими произведениями можно дополнить раздел "Люби живое"? Составьте с другом список книг.

Э. Сетон-Томпсон "Лобо", "Чинк", К. Паустовский "Заячьи лапы", В. Чаплина "Фомка - белый медвежонок", В. Бианки "Лесные разведчики", "Снежная книга", Д.Н. Мамин- Сибиряк "Приёмыш", "Постойко", "Серая шейка", А.П. Чехов "Каштанка", "Белолобый", В. Астафьев "Стрижонок Скрип", Л.Н. Андреев "Кусака", Н. Сладков "Лесные тайнички", М. Пришвин "Ёж", Г. Скребицкий "Колючая семейка", "Лесное эхо", С. Востоков "Не кормить и не дразнить!".

Ответы к страница (ы) 73 Проверим себя и оценим свои достижения

  • Чему бы ты хотел ещё научиться, что ты считаешь для себя важным? Запиши.

Видеть и понимать поступки героев;
придумывать свои рассказы о животных;
обобщать материал всего раздела;
работать в паре;
составлять краткий пересказ содержания произведения;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
сравнивать прочитанные произведения, рассказывать о своём отношении к книге.