Ответы к страница (ы) 15 - 31 Устное народное творчество
- Что такое устное народное творчество? Расскажи, используя опорные слова.автор-народ, из уст в уста, мечта о счастье, малые фольклорные произведения, сказки (о животных, бытовые, волшебные), волшебные предметы, сказочные превращения.
Устное народное творчество - это малые фольклорные произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Сказка – один из древнейших видов устного народного творчества. Сказки делятся на волшебные, бытовые, о животных.
Поскольку сказителями были простые люди, они сохраняли и передавали друг другу только те рассказы, которые соответствовали их представлениям о красоте, добре, честности, справедливости и благородстве души, несли мечту о счастье. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным. Поэтому героя часто выручают сказочные предметы и чудесные превращения.
Дополни своё высказывание. Найди нужную информацию в справочнике, энциклопедии или Интернете.
Устное народное творчество - произведения, созданные безымянными авторами и передающиеся из уст в уста. Песни, сказки, былины, пословицы, поговорки, загадки - это всё произведения устного народного творчества. В глубокой древности их сочиняли талантливые люди из народа, но их имен мы не знаем, потому что красивые песни, увлекательные сказки, мудрые пословицы не записывались, а передавались устно от одного человека к другому, от одного поколения к другому. Рассказывая сказку или исполняя песню, каждый рассказчик или певец что-то добавлял от себя, что-то пропускал, что-то изменял, чтобы сказка стала еще занимательнее, а песня еще красивее. Вот поэтому мы и говорим, что автор песен, былин, сказок, пословиц, частушек, загадок - сам народ. Знакомство с сокровищами народной поэзии помогает глубже узнать нашу Родину.
- Какие виды народного творчества ты знаешь?
Сказки, загадки, заклички, небылицы, былины, сказы, песни, скороговорки, потешки, пословицы, поговорки.
- Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Народное
творчество".
Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки.
Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты.
Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.
- Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко- красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь... В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины... Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
- Допиши текст заклички.
Бабочка, бабочка, сядь на ладошку -
Принеси на небо всех цветов понемножку,
Чтобы дождик перестал и радугой засверкал!
Сядь на цветок -
Чтобы дождик умолк!
Жаворонки, жаворонки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила!
Ответы к страница (ы) 17 - 19 Как сочинить закличку
Ты уже знаешь, что песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
бабочке, зиме, солнцу, дождю, берёзе, весне, медведю
Весна-красна! Зима ушла!
Дай бабочке цветочки!
Берёзе - зелёные почки!
Дождю луг напоить,
Солнцу землю просушить!
Медведю - мёда колоду,
Чтоб не пугал лесного народа!
Подумай, с какой просьбой ты мог бы обратиться, что попросить. Например, у весны можно попросить небо чистое, звонкие капели, птичьи трели, талую водицу, весёлые лица, набухшие почки, первые цветочки.
Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: "Весна-красна!.."
Весна-красна!
Приходи быстрей!
Веди весенний хоровод,
Красну девицу - в огород.
Красно солнышко, взойди!
Красно солнышко, свети,
На поле нам помоги!
Дождик лей, не жалей!
С радостью, урожай, зрей!
- Собери пословицы на с. 53 учебника. Запиши их.
Кончил дело - гуляй смело.
Была бы охота - будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал - навек лгуном стал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
- Восстанови загадки на с. 54 учебника. Проверь себя по рифмам.
В огне не горит, Шёл долговяз -
В воде не тонет. В земле увяз.
(Лёд) (Дождь)
Стоит Антошка Лежал, лежал,
На одной ножке. Да и в речку побежал.
(Подсолнух) (Снег)
Летом вырастают, В шубе летом,
Осенью облетают А зимой раздетый.
(Листья) (Лес)
- Придумай свои загадки к словам:
лёд, листья, снег, дождь, лес, весна, подсолнух.
Сначала реши, на кого или на что похож выбранный тобой предмет. Например, подсолнух похож на солнышко. Подумай, что делает похожим выбранный тобой предмет, с которым ты его сравниваешь.
Все бегут, а он идёт
Но от нас не отстаёт.
По окошку - ручейки,
А по лужам - пузырьки.
(Дождь)
Открытый дом со всех сторон,
А наверху - шатры.
И в доме множество колонн,
Ну а внизу - ковры.
И в нём живут и на коврах,
И на колоннах, и в шатрах.
(Лес)
Он растёт на длинной ножке
И похож на солнышко.
Как дозреет, будет горстка
Его чёрных зёрнышек.
(Подсолнух)
Он прозрачный и холодный,
А в тепле вдруг слёзы льёт.
Ну, конечно, это... (Лёд)
Белое одеяло всю землю объяло.
Вдруг растаяло оно, когда солнце припекло.
(Снег)
Где был снег и лёд -
Трава цветёт.
Ручеёк убегает.
Когда это бывает?
(Весной)
Пока зелёные - растут
Станут жёлтыми - упадут,
В речку попадут,
Но не тонут, а плывут.
(Листья)
- Определи, какое слово лучше всего раскрывает понятие докучать: надоедать, приставать, размышлять, грустить.
Докучать - надоедать.
- Прочитай докучную сказку про журавля. Как она начинается? Найди повторяющиеся слова, выражения. Какими словами заканчивается сказка?
Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку — хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошёл свататься. Вот идёт он по болоту — ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет...
Хороша ли моя сказочка?
Сказка начинается словами: Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку...
Повторяющиеся слова, выражения: хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет; хвост вытащит — ноги увязнут; ноги вытащит — хвост увязнет...
Сказка заканчивается словами: Хороша ли моя сказочка?
Ответы к страница (ы) 20 Как сочинить докучную сказку
Определи слова, которыми начнёшь и закончишь свою сказку.
Подумай, о ком ты будешь рассказывать: о сове, о дятле, о медведе.
Реши, что могло произойти с героями сказки.
- Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в ней должна быть неожиданная концовка.
Жили-были в лесу сова и жаворонок, но не могли они никак встретиться: сова проснётся, полетит по своим делам, а у жаворонка ночью глаза слипаются, ляжет он и уснёт. Жаворонок просыпается ни свет ни заря, а сова только заснула, проснулась сова
- заснул жаворонок, проснулся жаворонок - уснула сова...
Не сказать ли сказку опять с конца?
Ответы к страница (ы) 20 Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
- Раздели текст сказки на смысловые части. Выпиши опорные (самые важные) слова.
Озаглавь части. Запиши, соблюдая последовательность событий.
1-я часть: Одни-одинёшеньки.
Опорные слова: жили-были, одни-одинёшеньки.
2-я часть: Беленький козлёночек.
Опорные слова: я пить хочу!, коровье копытце, лошадиное копытце, козье копытце, не послушался Иванушка и стал козлёночком.
3-я часть: Ведьма.
Опорные слова: купец, замуж, жить-поживать, ведьма бросила в воду, оборотилась
Алёнушкой, купец не распознал, козлёночек не пьёт, не ест, "зарежь козлёночка", велела ведьма разложить костры, "пусти на речку".
4-я часть: Освобождение.
Опорные слова: пошёл слуга на реку, вытащили Алёнушку на берег, козлёночек обернулся Иванушкой
- Можно ли твою запись считать планом? Докажи.
Это запись - план, так как текст разделён на озаглавленные части, соблюдена последовательность событий.
- Сколько раз повторяются слова: солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает?
Какие ещё слова повторяются?
Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает - эти слова повторяются 3 раза.
Ещё повторяются слова: стоит коровье копытце полно водицы (3 раза), "не пей братец"
(3 раза), пошли дальше (2 раза), "Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок!" (3 раза), "Костры горят высокие, котлы кипят чугунные, ножи точат булатные, хотят меня зарезати!" (2 раза), "Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, шёлкова трава ноги спутала, жёлты пески на груди легли" (2 раза).
Ответы к страница (ы) 21 - 22 Иван-царевич и серый волк
- Раздели сказку "Иван-царевич и серый волк" на три части. Озаглавь их.
1. Жар-птица.
2. Серый волк.
3. Елена Прекрасная.
- Как ты понимаешь выражение "синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает"? Какую картину ты себе представляешь?
Выражение "синие леса мимо глаз пропускает, озёра хвостом заметает" означает "очень быстро едет, несётся". Я представляю Ивана-царевича, сидящего на волке и проносящегося так, что мелькают тёмные леса, а озёра позади остаются.
- Каким был Иван-царевич? Опиши его.
Иван-царевич — младший и послушный сын царя. В образе Ивана-Царевича преобладают качества идеального сказочного героя: он молод, хорош собой, отважен, решителен, деятелен, добр и честен, смел, силён, храбр, наблюдателен. Слово царя-батюшки для
Ивана-царевича — закон. В сказке Иван-царевич ошибается, совершает неправильные поступки, но всегда исправляет свои ошибки и искупает вину. В трудную минуту Иван- царевич встречает волшебного помощника - серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. Иван-царевич проходит через ряд испытаний, совершает подвиги, рискует жизнью прежде, чем достигает желанной цели и счастья.
Ответы к страница (ы) 22 - 23 Как описать героя
- Сравни сказку, иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова. Чем они различается? Какое настроение создают? Запиши свои мысли, используя опорные слова.яркие краски, сказочный сюжет, тёплые цвета, холодные цвета, волшебный мир, детали костюмов героев.
У Васнецова мир сказки очень похож на настоящий мир, он создавал сказку в своих картинах так, как она представлялась ему самому, взрослому человеку. А у Билибина мир сказки такой, каким его себе представляют дети, он создавал свои сказочные рисунки специально для детей, так, чтобы они были понятны и близки детям.
На картине «Иван-Царевич на Сером волке», написанной художником В. М. Васнецовым, более объёмное изображение, выделены главные герои, изображение более реалистичное, другой колорит. Её сюжет навеян русской народной сказкой о смелом и бесстрашном герое и его верном и преданном помощнике. Сквозь мрачный и густой лес, спасаясь от погони, скачет верхом на Сером волке Иван-Царевич вместе с Еленой Прекрасной.Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зелёным кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шёлка. Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями. Художник мастерски передаёт живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.
Величественные деревья, поросшие мхом, встают у них на пути непроходимой стеной. Их зловещие ветви переплелись и не пропускают солнечных лучей. Гнетущая и печальная атмосфера картины вызывает ощущение тревоги и опасности. Обнимая свою прекрасную спутницу как сокровище, Иван-Царевич тревожно и настороженно оглядывается вокруг.
Измученная долгой скачкой, Елена Прекрасная испуганно и доверчиво прижалась к груди своего спасителя. Её обессиленно упавшие руки и печальные глаза говорят об огромной усталости и пережитом страхе. Верный спутник царевича Серый волк, стремительно мчится вперёд, унося седоков всё дальше. Его зоркие глаза готовы заметить малейшую опасность, а могучие лапы легко преодолевают топкое болото с кувшинками. И только цветущая яблоня своими нежными цветами вызывает светлые чувства и укрепляет веру в счастливый финал истории. Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом.
Тёмные краски, в которых изображён лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчёркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.
На репродукции Ивана Билибина более яркие краски, чёткие контуры, преобладают тёплые цвета.
Ответы к страница (ы) 23 - 24 Учимся рассказывать по картине
-Рассмотри внимательно репродукцию картины или иллюстрацию. Какое впечатление она на
тебя произвела? Какие чувства вызвала?
-Прочитай название картины, имя и фамилию художника.
-Ответь на вопросы.
Что изображено на картине (подбери слова для описания)?
Какие цвета и оттенки преобладают?
Какие чувства выразил художник?
-Определи своё отношение к произведению.
Винсент Ван Гог «Натюрморт с гладиолусами»
Этой картиной мастер воспевает живую красоту цветов. Они изображены яркими красками.
Все оттенки на полотне яркие и насыщенные, но особенно бросаются в глаза, находящиеся по центру, ярко-красные лепестки гладиолусов. Для контраста с пышностью и яркостью гладиолусов в вазе Ван Гог изображает и астры. Они более мелкие, блёклые, просто белые, но тоже невероятно живые и прекрасные. Несколько астр, не поместившихся в вазу, небрежно брошены на столе. Зелень букета не такая насыщенная, по сравнению с лепестками, она сливается с зелёной стеной. Листья прорисованы чётко, на них лежит лёгкая тень. На заднем фоне стена зелёного оттенка переходящего в коричневато-жёлтый. Для контраста стол прописан схематично, простовато, зато ваза и цветы выписаны точно и чётко. Сама ваза зелёная с белым замысловатым узором. В работе зритель видит яркие красные и жёлтые цвета, насыщенный зелёный и нежно синий фон с оттенком голубизны. Игра цвета и смелые сочетания позволяют добиться эффекта солнечного настроения. Казалось бы, на полотне изображены обычные цветы в вазе, но Ван Гог умеет показать обычное прекрасным. Он видит во внутренней сути предметов красоту и выплескивает ее на полотно. Картина оставляет у меня приятное впечатление, она поэтична.
Рассмотри произведения изобразительного искусства. Выпиши их названия и распредели на группы.
Портрет: 1, 3.
Пейзаж: 4, 6.
Натюрморт: 2, 5.
Ответы к страница (ы) 25 - 29 Сивка-Бурка,
- Найди в сказке зачин. Запиши его.
Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.
- Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.
Название сказки | Зачин |
"Маша и медведь", "Колобок", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" | Жили-были... |
"Царевна-лягушка", "Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо" | В некотором царстве, в некотором государстве... |
"Про глупого змея и умного солдата" | В тридевятом царстве, тридесятом государстве... |
- По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.
Троекратные повторы, чудеса и превращения, Баба-яга, особый сказочный зачин, волшебные слова, волшебные предметы, волшебные помощники, бессмертие героя, приключения героя.
- Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.скатерть-самобранка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка.
Волшебная палочка есть в сказке "Золушка". Золушка - главная героиня сказки. Злая мачеха, будучи замужем за безвольным человеком, невзлюбила его добрую и красивую дочь. Золушка была у злой женщины и двух её дочерей на правах служанки. Когда король устроил бал, разодетые сёстры поехали во дворец. Золушка помогла им собраться, а после отъезда разрыдалась. Появилась крёстная — фея, которая с помощью волшебной палочки превратила тыкву в карету, мышей — в лошадей, крысу — в кучера, а Золушкино старое платье — в роскошный наряд, а ещё подарила ей хрустальные туфельки, правда, взяла обещание, что девушка вернётся до полуночи. Золушка стала королевой бала.
Принц влюбился в прекрасную незнакомку. Убегая, Золушка потеряла туфельку. Принц долго искал обладательницу изящной обуви. Туфелька пришлась впору лишь Золушке, на которую обратил внимание придворный кавалер. Она простила сестрам все обиды и вышла замуж за принца.
- Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 43 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную?
Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.
На сказочной картине В. Васнецов запечатлён момент мимолётной встречи Ивана с красавицей царицей. На неизвестной высоте прекрасный юноша на сивке-бурке пролетает возле окошка терема, при этом целуя любимую. Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил всё своё видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты. Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны. Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами. Иван одет в богатую нарядную одежду: мы видим разлетающиеся полы дорогого кафтана, шапку с собольем мехом, тёмно-синие шаровары, красные сапожки.
Эпизод сказки: Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой...
Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна!
Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с её пальца заветный перстень и умчался.
- Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
1. Что мы узнаём из зачина сказки?
2. Что решил предпринять старик, чтобы поймать вора?
3. Кто оказался вором?
4. Почему конь стал служить Ивану?
5. Почему братья поехали к царскому двору?
6. Под каким предлогом Иван ушёл из дома?
7. Для чего царь созвал пир и как туда попал Иван?
8. Как Елена Прекрасная нашла своего жениха?
- Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.
Запиши своё определение.
Это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.
- Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка, рифма, устойчивые выражения, зачин, чудесные превращения, сказочные помощники, невероятные фантастические события.
1. Зачин.
2. Волшебные предметы.
3. Устойчивые выражения.
4. Троекратный повтор.
5. Чудесные превращения.
6. Сказочные помощники.
7. Невероятные фантастические события.
8. Борьба добра и зла.
9. Добро побеждает зло.
10. Концовка.
- Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки "Солдатская шинель", "Каша из топора", "Жена-доказчица"
Сказки о животных "Лиса и журавль", "Зимовье зверей", "Лиса и тетерев"
Волшебные сказки "Сивка-Бурка", "Иван-царевич и серый волк", "Царевна-лягушка"
- Рассмотрите иллюстрации к разделу "Устное народное творчество". Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа.
План:
1. Годы жизни. Детство художника.
2. Вятский край. Годы учёбы.
3. Академия художеств. Петербург.
4. Тесное дружеское общение с художниками.
5. Былинно-сказочные сюжеты. Фольклорная тема.
6. "Богатыри".
7. Персональная выставка художника.
8. Васнецов - "первопроходец".
Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни: 15 мая 1848 — 23 июля 1926) - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность.
В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.
Село Рябово, где жили Васнецовы стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями. В 1858 году он едет учиться в Вятку - вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно. Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, четьи минеи - жития святых, притчи и другие произведения. "Я всегда только Русью и жил", - вспоминал позднее художник. Виктор провел в Вятке девять лет. Он все больше времени отдает рисованию.
Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для "Собрания русских пословиц" этнографа Николая Трапицина.
В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и с вырученными от лотереи деньгами уехал в Петербург поступать в Академию художеств.
Начав учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым, Марком Антокольским, братьями Праховыми. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. Он участвует во Всемирных выставках, получает награды.
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. Он в конце 1870-х годов переходит от бытового жанра к былинно-сказочным сюжетам. В то время Васнецов обретал творческие силы для работы с фольклорной тематикой. "Хотелось писать картины па темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались", - позднее объяснял он. В середине XIX века вышли капитальные сборники фольклора: "Пословицы русского народа" В.И. Даля (1861-1862), "Народные русские сказки" А.Н. Афанасьева (1855-1864). С середины 1860-х годов наука все активнее сосредотачивала усилия на изучении устного народного творчества.
Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз "Богатырей" (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою "грезу" об эпической русской истории. Васнецов подарил этот эскиз Поленову, но тот согласился принять дар только после того, как будет закончено большое полотно.
Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твёрдо осознал свой путь.
Мне больше всего нравятся "Богатыри". В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье. Богатырь справа, самый младший, Алёша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
С окончанием картины стала насущной мысль о персональной выставке художника. Такая выставка была организована в марте-апреле 1899 года в помещении петербургской Академии художеств. На ней было представлено тридцать восемь произведений живописи.
Центром же стало самое "капитальное" произведение - "Богатыри". Можно сказать, что русская живопись двадцатого столетия вышла из "Богатырей" Васнецова.
"Изумительный труженик", "большой умник и разумник", Васнецов, страстно искавший эстетический и нравственный идеал в национальном характере русского народа, в его духовных традициях, сумел пронести свой "символ веры" через всё творчество, настойчиво внедряя его в сознание современного общества, в окружающую жизнь. Он находил живой отклик у своих современников. Его называли "первопроходцем".
Живописец преобразовал русский исторический жанр, соединив мотивы средневековья с волнующей атмосферой поэтической легенды или сказки; впрочем, и сами сказки зачастую становятся у него темами больших философских полотен. «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван- Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
Васнецова-архитектора с благодарностью вспоминают посетители Третьяковской галереи: по проекту художника был оформлен фасад этого изящного здания. Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, — это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества.
Ответы к страница (ы) 30 Как сочинить волшебную сказку
-Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем:
особенности волшебной сказки;
построение сказки (присказка, зачин, концовка);
сказочные герои;
сказочные ситуации;
волшебные превращения;
сказочные помощники.
-Надо решить, где и когда будет происходить действие (в стародавние времена, в современном мире, в будущем). От этого будет много зависеть: описание волшебных ситуаций, внешность героев и волшебных помощников.
-Самое главное - это определить характер, внешность, поступки внешних героев.
-Все события и сказочные ситуации, которые будут происходить в сказке, надо детально продумать, определить их последовательность, не забывая о троекратных повторах.
-Вопросы, которые могут помочь:
Какая беда случилась с героем (колдовство, похищение, преследование)?
Кто и как помогает герою?
Что происходит с героем, с какими врагами он сталкивается? (Надо не забыть о волшебных превращениях)
Чем заканчиваются приключения героя?
-Надо определить, от чьего имени будет написана сказка.
-Желательно соотнести основную мысль сказки с пословицей или поговоркой.
Маша и тролль
Жила-была девочка Маша. Она была маленькой, но очень ответственной и аккуратной. Её лучшими друзьями была кукла Даша, игрушечный единорог Малыш и кот Барсик. Из всех своих игрушек Маша не любили только большого зелёного тролля со злыми глазами. Но и троллю она тоже не нравилась. И он задумал ужасную пакость.
Было поздно. Маша легла спать и закрыла глаза. Сквозь сон она услышала какие-то шорохи и хриплое бормотание. Маша села на кровати и хотела посмотреть, что случилось. Вдруг кровать быстро стала увеличиваться в размерах да и вся комната тоже. Маша по одеялу спустилась на пол. Она стала маленькой, как её игрушечный пупсик. А из-под стола к ней ковылял большой зелёный тролль, бормоча на ходу заклинания. Маша вскрикнула от испуга и в ту же минуту рог Малыша воткнулся в бок тролля. Но единорог был слишком маленький.
- Беги, Маша! - успел крикнуть Малыш, когда Тролль одной рукой поднял его в воздух и швырнул под шкаф.
Держась за бок одной рукой, тролль зашагал к Маше. И девочка побежала... Но её ноги еле двигались - очередное колдовство тролля. Он был уже близко, когда кулаки куклы
Даши преградили ему путь.
- Не бойся, Маша! - крикнула кукла.
Но тролль отшвырнул её и сказал Маше:
- Никто тебя не спасёт!
Вдруг в темноте засветились два огромных зелёных глаза. Маша испугалась, тролль тоже. Одно дело ожившие игрушечные помощники Маши, другое - настоящий живой кот.
Огромный кот пустил в ход острые когти и зубы. Он расправился с гадким троллем в один миг.
Колдовство прошло и все стало таким, как и раньше.
Маша открыла глаза и увидела маму. Барсик лежал на кровати и мурлыкал. Тролля нигде не было видно. Девочка достала Малыша и Дашу, посадила их рядом с Барсиком и обняла всех троих.
Ответы к страница (ы) 31 Проверим себя и оценим свои достижения
- Говорят, что сказка - "добрым молодцам урок". Чему тебя учат сказки? Выбери ответ.
V Отличать добро от зла.
Сказки просто интересно читать.
V Совершать хорошие поступки.
V Быть находчивым, смелым.
Любой ценой добывать богатство.
V Быть мудрым, отзывчивым, честным.
V Понимать, что такое настоящая дружба.
V Сравнивать героев, их внешность и поступки.
Запиши свои мысли о сказке.
Сказочники воплотили в главных героях волшебных сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.