Ответы к страница (ы) 45 - 50 Литературные сказки

     Рассмотри обложки. Какие из представленных книг можно отнести к литературным (авторским) сказкам?

Те, у которых есть автор.

     Запиши названия сказок, которые можно поместить на выставку "Литературные сказки". Литературные сказки: О. Уайльд. Сказки; А.С. Пушкин. Сказки; П.П. Ершов "Конёк-Горбунок".

  • Составь список литературных сказок, которые ты прочитал. Какая из них тебе больше
    всего понравилась? Напиши отзыв.

А. Линдгрен “Пеппи Длинныйчулок”, Н. Носов “Приключения Незнайки и его друзей”, А. Волков “Волшебник Изумрудного города”, А. Толстой “Золотой ключик, или Приключения Буратино”, В. Губарев “Королевство кривых зеркал”, Э. Рауд “Муфта, Полботинка и Моховая Борода”, Я. Лари “Необыкновенные приключения Карика и Вали”, Л. Е. Керн “Послушай-ка, слон...”, Э. Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”, Е. Чеповецкий “Непоседа, Мякиш и Нетак” и др.

Отзыв

Мне очень понравилась сказочная повесть Э. Успенского “Дядя Фёдор, пёс и кот”. В этом произведении рассказывается о приключениях Дяди Фёдора, кота Матроскина и пса Шарика. События повести происходят в деревне Простоквашино. Основная мысль - Давайте детям больше свободы! Главный герой повести - шестилетний мальчик, получивший прозвище Дядя Фёдор. Ему пришлось уйти из дома, когда родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота. Он рассудительный, стремящийся к независимости, любящий природу и животных, хозяйственный, трудолюбивый. Заблуждается, совершает ошибки. Он отличается от своих сверстников рассудительностью. Удивительное владение писателем словом способно передать тонкие чувства, переживания героев. Писатель показывает своих героев в смешных, жизненных, бытовых ситуациях. Произведение учит думать, размышлять о доброте, дружбе, отношении родителей и детей. В повести больше всего привлекает образ умного, рассудительного, самостоятельного шестилетнего мальчика, который сам может принимать решения и нести за них ответственность. Прочитанное заставляет задуматься о том, что детям нужно доверять. Книга не может оставить равнодушными ни взрослых, ни детей.

Ответы к страница (ы) 47 В.М. Гаршин. Лягушка-путешественница

  • Придумай смешную историю, основная мысль которой заключается в поговорке "Хвастовство само себя наказывает".

Хвастливая секвойя

В тропическом лесу на берегу моря росла секвойя. Она очень любила хвастаться:
— Я - самое красивое дерево! - кричала секвойя утром.
— Я - самое сильное дерево! - шумела она днём.
— Я - вечнозелёное дерево! Я не боюсь ни солнца, ни ветра, ни дождя! - твердила секвойя вечером.
Даже ночью, когда все деревья в лесу засыпали, секвойя не уставала твердить: "Я - самое... Я не боюсь... Я..." И так её распирала гордость за свои превосходства, что тянулась она всё выше и выше и не могла остановиться. Выросла секвойя выше всех деревьев.
— Я - самое высокое дерево! - глядя с высоты на другие деревья, не переставала хвастаться секвойя.
И от радости, что стала самой-самой, начала раскачиваться из стороны в сторону. Но тут ствол секвойи не выдержал этой хвастливой пляски и сломался.
С этого дня секвойи перестали хвастаться, но по-прежнему упорно растут ввысь, стараясь стать самыми высокими деревьями.

Ответы к страница (ы) 47 - 49 В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович

  • Опиши Рукодельницу и Ленивицу, используя слова:
    трудолюбивая, заботливая, добрая, ласковая, отзывчивая, грубая, скромная,
    самонадеянная, невнимательная, неблагодарная, капризная.

Рукодельница трудолюбива, добра, почтительна, скромна, отзывчива. Ленивица ленива, зла, неуважительна, груба, спесива, неуважительна, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста.

  • Как автор относится к Рукодельнице и Ленивице? Почему ты так думаешь? Подтверди
    текстом.

Автор любуется Рукодельницей, в её жизни нет места безделию. Автор противопоставляет ей Ленивицу, показывая отношение девочек к другим людям, к работе, их ум и скромность.

Подтверждаю текстом:

"Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.
А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась...
Встанет, попрыгает да и сядет к окошку мух считать... Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться... Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальёт; да ещё какая затейница: коли вода нечиста, так свернёт лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в неё воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить да ещё рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер - день прошёл".

"Рукодельница принялась взбивать снег, чтоб старику было мягче спать, а меж тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби бельё полощут: и холодно, и ветер в лицо, и бельё замерзает, колом стоит, а делать нечего - работают бедные люди."

"Рукодельница меж тем всё в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и бельё выштопала".

Грубость Ленивицы проявляется в самой речи: "Мне себя утомлять - лопатку поднимать
да в печку тянуться; захочешь - сам выскочишь" (пирожку)... "Мне себя утомлять -
ручки поднимать, за сучья тянуть... Успею набрать, как сами нападают! (яблочкам)...
"Пришла я к тебе послужить да за работу получить" (Мороз Ивановичу).

Отношение Ленивицы к работе у Мороз Ивановича: «Авось и так пройдёт. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит».

Без зазрения совести Ленивица требует награду у Мороза и хватает её, не поблагодарив старика.

  • Раздели сказку "Мороз Иванович" на части, озаглавь их. Запиши план. Сделай иллюстрации. Перескажи текст, используя свои рисунки.

1. Жизнь Рукодельницы и Ленивицы.
2. В колодце.
3. Три дня у Мороза Ивановича.
4. Награда Рукодельницы.
5. Ленивица идёт служить старику.
6. Служба Ленивицы.
7. Награда по заслугам.
8. Возвращение домой.

  • Чем отличается народная сказка от литературной?
    Для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо сравнить сказки.
    Запиши, чем литературная сказка похожа на народную.

Литературная сказка похожа на народную тем, что в ней действуют те же герои, что и в народных, действуют волшебные силы, есть в ней волшебные предметы и помощники, которые помогают положительным героям одержать верх над злом. В авторской сказке, как и в народной, зло всегда наказано, побеждает добро. Есть зачин, концовка, троекратные повторения, фантастическое место действия, стилистика языка приближена к народному, много устаревших слов, устойчивых выражений (фразеологизмов, поговорок, пословиц).

         Запиши, чем литературная и народная сказки различаются.

Народные сказки появились давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Время создания определить невозможно.
Литературная, авторская сказка - это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У неё есть автор. Время создания сказки известно.
Народная сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения). В авторских сказках внесение изменений не допускается.
Народная сказка ограничивается определённым жанром (волшебная, бытовая, о животных).
Литературная сказка не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Ответы к страница (ы) 50 Проверим себя и оценим свои достижения

    Найди в библиотеке книгу с литературными сказками. Объясни, как ты будешь искать её в библиотеке. А как ты найдёшь книгу с народными сказками? Какими каталогами ты воспользуешься?

В библиотеке книгу с литературными сказками можно отыскать по алфавитному каталогу с фамилией нужного писателя. Или на полке в алфавитном порядке, найти фамилию писателя и его книги.

Книгу с народными сказками можно найти в разделе «Сказки». На полках в разделе "Русские народные сказки" или "сказки народов мира". Можно любую конкретную сказку отыскать по названию в алфавитном каталоге.

     Вспомни произведение А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях..."
Выбери правильный ответ:

  • Это сказка:
    V волшебная
  • Какие черты народной сказки можно обнаружить в этом тексте:
    V волшебные числа;
    V свадьба - традиционный конец сказки;
    V заклички - специальные слова, с помощью которых вершится волшебство.
  • Составь с другом диалог на тему "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".

— Откуда выражение "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"?
— Из «Сказки о золотом петушке».
— Какие бывают сказки?
— Волшебные, бытовые, сказки о животных.

  • Ты прочитал много литературных сказок, знаешь писателей, которые обрабатывали народные сказки или создавали свои. Что бы тебе ещё хотелось узнать об особенностях литературной сказки. Запиши.

Хотелось бы подробнее останавливаться на психологизме в произведении - углубленном исследовании внутреннего мира, переживаний персонажей.