Ответы к страница (ы) 79-84 Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

Б. Шергин. Собирай по ягодке — наберёшь кузовок

  • Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. Если человек трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.
Глаза страшатся, руки делают. Говорится тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца.
Комар носа не подточет. Не к чему придраться.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. Делая понемногу, выполнишь всю работу.

  • Обсудите с другом выражение "Комар носа не подточит". Объясните его смысл. Запишите вашу беседу.

— Как ты понимаешь выражение "комар носа не подточит"?
— Работа настолько идеальна, что в ней нельзя найти ни малейшего изъяна.

— Подбери синоним к пословице.
— Безукоризненный, идеальный, безупречный, образцовый, совершенный, неуязвимый.

— Ты знаешь, откуда пошло это выражение?
— В старину одной из самых уважаемых профессий была профессия столяра и плотника. В то время на Руси и строения были из дерева, и мебель, и часть инструмента. В общем, изделия из дерева были везде. И самыми умелыми мастерами считались те, кто мог подогнать детали друг к другу так, что не оставалось зазора, щели.

Ответы к страница (ы) 80 А. Платонов. Цветок на земле

  • Почему Афоне стало "скучно жить на свете"? Запиши свои мысли.

Афоне было скучно, потому что он чувствовал себя одиноким (отец был на войне, мать работала с утра до вечера, дед спал целый день на печке). Мальчику не с кем было поговорить, он не находил себе занятия.

  • Какие вопросы по содержанию произведения Платонова "Цветок на земле" ты бы задал
    своим друзьям?

— Понравилось ли тебе произведение? Что особенно понравилось?
— О каких событиях рассказал нам автор?
— Что особенно поразило тебя в рассказе? Какой эпизод заинтересовал? Почему?
— Почему автор не дал точного описания цветка?
— Что ты можешь сказать об отношениях деда и внука?
— Что ты можешь сказать о характере Афони?
— В какой части рассказа мы найдём больше всего сведений о поступках Афони?
— Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?
— Почему дедушка «осерчал» на внука?
— Как ты понимаешь слова: «Цветок этот — самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»?
— Что произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений?
— Как бы ты рассказал текст тем, кто ещё его не читал?

Ответы к страница (ы) 81 А. Платонов. Ещё мама

  • Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа, что бы ты ответил?
    Запиши.

Автор хотел показать очень тёплые и нежные взаимоотношения между матерью и сыном, их тревогу друг за друга, заботу и умение радоваться за удачно прожитый день; ещё автор хотел сказать читателям о том, что первая учительница, как родная мама, самая лучшая, что её не нужно бояться, что она всегда придёт на помощь в трудную минуту.
Своим рассказом «Ещё мама» А. Платонов отдал дань уважения учительнице, которая поступает как мама.

Ответы к страница (ы) 81 Н. Носов

  • Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него?
    Составь список.

"Автомобиль", "Дружок", "Замазка", "Заплатка", "Карасик", "Затейники", "Огородники", "Огурцы", "Саша", "Ступеньки", "Телефон", "Фантазёры", "Леденец", "Милиционер", "И я помогаю", "На горке", "Про репку", "Шура у дедушки", "Метро", "Находчивость".

Ответы к страница (ы) 82 Н. Носов. Телефон

  • Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.
    Разыграйте его в лицах.

При любом общении (в письме, по телефону, при личной встрече) сначала лучше поинтересоваться жизнью и делами того человека, с которым ты общаешься, а потом уже рассказать о себе.

— Алло!
— Миша, привет! Это Ваня. Ты не занят сейчас?
— Нет, я отдыхаю.
— Как твои дела? Ты сделал уроки?
— Мне осталось сделать одно упражнение по русскому языку и прочитать рассказ Н. Носова.
— А я уже все уроки сделал, кроме математики. Забыл записать, что задали.
— Сейчас возьму дневник и продиктую тебе задание. Записывай...
— Спасибо. Как сделаешь уроки, позвони, поговорим. Пока.
— Пока!

Ответы к страница (ы) 82 - 83 В. Драгунский. Друг детства

  • Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшем.

Любить - значит беречь, заботиться. От любви рождается всё прекрасное на земле.
Прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать. Нужно беречь настоящего друга.

  • Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

План:

1. Мой жёлтый мопс.
2. Неразлучные друзья.
3. Радостная встреча.
3. Совместное времяпровождение.

Мой друг Грызлик. Это жёлтый мопс. У него большие жалобные глаза и чёрный нос. Мы с ним практически не расстаёмся. Каждый день он с нетерпением ждёт, когда я приду со школы. И несмотря на то, что Грызлик большой лежебока, выбегает в прихожую встречать своего хозяина. Увидев меня, он радостно лает. Я кормлю его, гуляю с ним. Потом я сажусь делать уроки, а он ложится около дивана и тихо сопит.

  • Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему?
    Выбери выражения. Поставь знак "+". Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Юмористические рассказы: "Золотые слова", "Великие путешественники" М. Зощенко, "Федина задача", "Телефон" Н. Носов.

+ Сочетается весёлое и серьёзное.
+ Герои произведения изображены в смешном виде.
+ Нелепое поведение героя; совершает поступки, которые вызывают улыбку, смех.
+ Весёлая концовка произведения.
+ Использование художественных выразительных средств.
+ В произведении используются крылатые выражения.

Ещё один источник смешного – это маленькие дети: их высказывания и поступки.
Недостатки героя.
Приём контраста и преувеличения в тексте.
Ситуации, когда что-то происходит не так, как хочется; не так, как ожидаешь.
Ситуации, когда кто-то чего-то не понимает.
Ситуации, когда что-то не получается или получается наоборот.

Ответы к страница (ы) 84 Проверим себя и оценим свои достижения

  • Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

— Я только что прочитал очень смешной рассказ Н. Нососва "Федина задача".
— Тебе он тоже показался смешным? Какой эпизод тебе показался особенно смешным?
— Что делал Федя до того, как стал делать уроки? О чём это говорит?
— Федя был на катке. Это говорит о том, что он любит гулять, веселиться, он не очень любит учиться.
— Как ты думаешь, хотелось ли Феде делать уроки?
— Нет. Он говорит, включая телевизор: «Веселей будет делать уроки». Значит, делать уроки не весело, скучно.
— Как Федя слушает концерт?
— Слушает с интересом, вникает в содержание песни, делает комментарии.
— Сколько раз он перечитывает задачу? Почему ему не удаётся сосредоточиться?
— Федя делает 5 или 6 попыток дочитать условие задачи, но всё время отвлекается.
— А тебе что больше нравится: концерт слушать или задачу решать?
— Слушать интереснее.
— Что же мешает Феде? Как он думает?
— Телевизор. Федя злится на телевизор.
— Почему же он его не выключит?
— Федя глупый, бестолковый. Он и не догадывается, что надо просто выключить телевизор, и всё.
— Значит, ты смеёшься над глупостью Феди?
— На самом деле Федя не глупый. Когда он слушает концерт, он делает верные замечания. Просто он погнался за двумя зайцами, в этом его ошибка.
— В чём ещё ошибка Феди?
— Он пошёл делать уроки к товарищу с «болтливой» фамилией Сорокин. Ясно, что и там он уроки не выучит.
— Так что же на самом деле мешало Феде?
— Мешал он сам. Феде просто не хотелось учиться, поэтому у него ничего и не получилось.
— А Федя это понимает?
— Нет.
— Над чем же ты смеёшься?
— Федя обхитрил сам себя, он просто ленивый, а выдумывает, что ему что-то мешает учиться. Федя не видит себя со стороны, не понимает, что выглядит смешно.
— Как ты относишься к Феде? Осуждаешь ли ты его?
— Нет. Каждый из нас иногда ленится, не хочет учиться.