Урок 6 Как устроен наш язык
           Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие

Серёжа сказал: «Любой твёрдый согласный звук имеет парный мягкий звук». Прав ли Серёжа? Докажи своё мнение.

Не прав. Есть звуки, не имеющие пары по твердости - мягкости. Звуки [ж], [ш], [ц] непарные твёрдые. Звуки [й’], [ч’], [щ’] непарные мягкие.

Прочитай пары слов. Какими звуками они различаются? Запиши пары слов.
[жар] — [жар’], [банка] — [бан’ка], [нос] — [н’ос], [вал] — [в’ал], [вол] — [в’ол], [суда] — [с’уда], [м’эл] — [м’эл’]

Жар - жарь, банка - банька, нос - нёс, вал - вял, вол - вёл, суда - сюда, мел - мель.

Одинаково ли ты запишешь эти слова? Почему? Подчеркни буквы твёрдых согласных синим карандашом, а буквы мягких согласных — зелёным.

Слова записываются не одинаково, потому что отличаются по мягкости-твердости согласных.

Как обозначается на письме мягкость согласных?

Для обозначения мягкости согласных на письме используют мягкий знак (ь) или буквы гласных е, ё, и, ю, я. Например: [мол’] — моль, [л’эс] — лес, [л’он] — лён, [к’ит] — кит, [л’?т’ик] — л`тик, [п’ат’] — пять.

Упражнение 1. Прочитай пары слов.
брат — брать, пыл — пыль, угол — уголь, вес — весь, банка — банька, полка — полька
Какими звуками различаются эти слова? Какой буквой обозначена мягкость согласных звуков?

Мягкость согласных обозначена мягким знаком.

Запиши слова. Подчеркни буквы мягких согласных и ь.

Брат — брать, пыл — пыль, угол — уголь, вес — весь, банка — банька, полка — полька.

Упражнение 2. Прочитай скороговорку.
Летели лебеди с лебедятами.
Выпиши слово с твёрдым согласным звуком и подчеркни букву, которой обозначается этот звук.

С лебедятами.

Запиши транскрипцию слова лебеди.

[л’эб’эд’и]

Упражнение 3. Прочитай стихотворение и запиши его. Проверь себя: читай написанное и сверяй с печатным текстом.
Песенка про лето
До конца пропета.
Только песню спели —
Яблоки поспели.
(И. Токмакова)
Найди в стихотворении слово, в котором пять звуков, а все согласные звуки твёрдые. Запиши его транскрипцию.

Песенка про лето
    [конца]
До конца пропета.
Только песню спели —
Яблоки поспели.
(И. Токмакова)

Упражнение 4. Спиши. Замени модель звукового состава слова буквенной записью.
К Коле пришли друзья. Во что поиграть? В шашки или в шахматы? Ребята выбрали                      . Игра была интересной. Потом все вместе пили чай с земляничным вареньем.
В первых двух предложениях подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков.

К Коле пришли друзья. Во что поиграть? В шашки или в шахматы? Ребята выбрали шашки. Игра была интересной. Потом все вместе пили чай с земляничным вареньем.

Упражнение 5. Рассмотри рисунок и назови предметы. Произнеси слова парами так, чтобы они различались только одним звуком.

Игра - икра, коза - коса, уточка - удочка.