Урок 28 Правописание
Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова
Давай понаблюдаем, как обозначаются буквами гласные звуки в корнях слов.
[л’эс] лес — [л’исной’] лесной
[сосны] сосны — [сасна] сосна
[р’эк’и] реки — [р’ика] река
Что тебе удалось заметить? Сравни первую пару слов. Какой гласный звук в корне ты слышишь под ударением?
[э]
Какой безударный гласный звук ты слышишь в этом корне?
[и]
Какой буквой обозначены эти звуки?
е
Проанализируй так же следующие пары слов.
Упражнение 1. Спиши слова.
дом, домашний, домик; трава, травка, травушка; поле, полевой, полюшко
Обозначь корни в словах и поставь знаки ударения. Сравни буквы, обозначающие ударный и безударный гласные звуки в одном и том же корне. Подчеркни проверочные слова.
Дом, дома?шний, до?мик; трава?, тра?вка, тра?вушка; по?ле, полево?й, по?люшко.
Упражнение 2. Запиши слова, вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.
травы — тр…ва, кольца — к…льцо, окна — …кно, земли — з…мли, реки — р…ки, зимы — з…ма, вёсны — в…сна, воды — в…да, (нет) дров — др…ва, страны — стр…на, плечи — пл…чо, стёкла — ст…кло, гнёзда — гн…здо, пятна — п…тно
Тра?вы — трава?, ко?льца — кольцо?, о?кна — окно?, зе?мли — земля?, ре?ки — река?, зи?мы — зима?, вёсны — весна?, во?ды — вода?, (нет) дров — дрова?, стра?ны — страна?, пле?чи — плечо?, стёкла — стекло?, гнёзда — гнездо?, пя?тна — пятно?.
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой записывают ударные гласные звуки в этих корнях.
Упражнение 3. Запиши пары слов в два столбика по образцу. Первым записывай проверочное слово.
в[а]да?, с[а]сна?, стр[а]на?, тр[а]ва?, п[а]ля?, г[а]ра?, д[а]ма?, н[а]га?, н[а]ра?, ш[а]ры?, гл[а]за?, т[а]зы?
Проверь себя: слова с буквой о — гора, нога, вода, сосна, поля, дома, нора.
а о
стра?ны - страна? во?ды - вода?
тра?вы - трава? со?сны - сосна?
шар - шары? по?ле - поля?
глаз - глаза? го?ры - гора?
таз - тазы? дом - дома?
но?ги - нога?
но?ры - нора?
Выполни упражнения в тетради «Пишем грамотно» № 1.