Урок 5 Как устроен наш язык
Согласные звуки
Попробуй напеть любую мелодию. Сначала пой, используя звук [а], затем — [о], потом — [у]. А теперь продолжай петь, используя звуки [д], [п], [ц]. Когда тебе петь легче? Почему?
Петь легче гласными, потому что они тянутся.
Упражнение 1. Отгадай загадку. Отгадки запиши.
Со звуком [с] я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С [м] берегись меня — не то
Я съем и платье, и пальто.
Соль, моль.
Как называются первые звуки в словах-отгадках? Выбери правильный ответ: «Эти звуки гласные», «Эти звуки согласные». Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Упражнение 2. К данным словам подбери другие слова, которые будут отличаться одним согласным звуком. Запиши пары слов в тетрадь.
корона — … малина — …удочки — … пальчик — …забота — … ворота — …игла — … фара — …цвет — …
Подчеркни буквы, обозначающие звуки, которыми различаются слова.
корона — ворона малина — калина
удочки — уточки пальчик — мальчик
забота — работа ворота — ворона
игла — игра фара — жара
цвет — свет
Упражнение 3. Составь из букв, написанных на шарах, разные слова и запиши их.
ы а о е с т м л п р н
Из этих букв можно составить очень много слов, но не обязательно записывать все, хватит и 10-11.
Нос, лес, лом, сон, сор, сыр, трос, трон, трап, торс, таро, стоп, стол, стон, соты, сорт, слот, серп, село, сало, рота, рост, пост, порт, поле, плот, пена, нота, мост, море, метр, мера, лето, латы, лапы, тропа, транс, тепло, талон, смена, серна, спора, спорт, стена, смотр, смола, салон, стопа, омлет, нерпа, место, манты, лента, термос, полметра, полсмены, промысел, персонал, монстера (название растения), полстраны.
Упражнение 4. Прочитай слова. Запиши слова, в которых спрятался согласный звук [й’]. Над буквой, где спрятался звук [й’], укажи с помощью транскрипции звуки, которые обозначаются этой буквой.
яхта лейка юг зайка ель маяк объявление ружьё
[й’а] [й’] [й’у] [й’] [й’э] [й’а] [й’а] [й’э] [й’о]
яхта лейка юг зайка ель маяк объявление ружьё
В каких словах буква е обозначает один звук? Какой?
[э] [э]
Лейка, объявление.
Упражнение 5. Рассмотри картинки. Назови слова, в которых есть согласный звук [й’].
Запиши с помощью транскрипции два первых звука в каждом из названных слов.
[й’у] [й’о] [й’а]
юбка ёж яблоко
Упражнение 6. Прочитай. Найди слова, в которых нет звука [й?]. Запиши остальные слова в тетрадь.
юла, пять, майка, салют, вьюга, язык, люстра, объявление, ёлка, бой
Пять, салют, люстра - слова, в которых нет звука [й?]
Юла, майка, вьюга, язык, о бъявление, ёлка, бой.
Проверь себя: нужно выписать семь слов.
Сколько раз встречается согласный звук [й’] в слове объявление?
2 раза - в начале и в конце (см. упр. 4)