Урок 41 Как устроен наш язык
Корень слова с чередованием согласных
Прочитай пары слов. Являются ли слова в парах однокоренными? Почему? Есть ли различия между корнями?
река — речка, бег — бежать, ухо — ушко, свет — свеча, друг — дружить
Слова однокоренные, у них почти одинаковое значение, но корни различаются на дну букву.
Упражнение 1. Рассмотри таблицу. Обрати внимание на чередование согласных звуков встречающихся в корне каждого слова. Назови чередующиеся звуки.
[г//ж][к//ч’][х//ш][д//ж][ц//ч’][с//ш][м//мл’][б//бл’][в//вл’][п//пл’]
Упражнение 2. Спиши. Найди слова с чередованием согласных в корне. Обозначь корень, подчеркни чередование. Есть ли различия между корнями? Какие?
Образец: запеканка из творога — творожная запеканка [г//ж].
правое ухо — шапка-ушанка, ловить рыбу — ловлю мячик, перчатки из пуха — пушистый воротник
Правое ухо — шапка-ушанка [х//ш], ловить рыбу — ловлю мячик [в//вл’], перчатки из пуха — пушистый воротник [х//ш].
Упражнение 3. Серёжа сказал, что в паре слов жучок — сучок есть чередование согласных [ж//с]. Прав ли Серёжа? Докажи своё мнение.
Серёжа не прав, это не близкие по значению слова, значит не однокоренные.
Упражнение 4. Допиши ряды слов. Подчеркни чередования в корнях. Скажи, как называются слова, которые отвечают на вопросы что? какой? (Существительные) что делать? что делаю? (Глаголы)
что? какой?
нога ножной [г//ж]
тишина тихий [ш//х]
рука ручной [к//ч’]
что делать? что делаю?
будить бужу [д’//ж]
мазать мажу [з//ж]
пахать пашу [х//ш]
Упражнение 5. Запиши слова с данными корнями. Подчеркни чередование.
-сапог-// -сапож- -бег-// -беж-
Сапоги - сапожки, бегут - бежать.
Как ты думаешь, -сапог-// -сапож-; -бег-// -беж- — это разные корни или варианты одного корня c чередованием звуков ? Приведи свои примеры для доказательства ответа.