Урок 41 Как устроен наш язык
              Корень слова с чередованием согласных

Прочитай пары слов. Являются ли слова в парах однокоренными? Почему? Есть ли различия между корнями?
река — речка, бег — бежать, ухо — ушко, свет — свеча, друг — дружить

Слова однокоренные, у них почти одинаковое значение, но корни различаются на дну букву.

Упражнение 1. Рассмотри таблицу. Обрати внимание на чередование согласных звуков встречающихся в корне каждого слова. Назови чередующиеся звуки.

[г//ж][к//ч’][х//ш][д//ж][ц//ч’][с//ш][м//мл’][б//бл’][в//вл’][п//пл’]

Упражнение 2. Спиши. Найди слова с чередованием согласных в корне. Обозначь корень, подчеркни чередование. Есть ли различия между корнями? Какие?
Образец: запеканка из творога — творожная запеканка [г//ж].
правое ухо — шапка-ушанка, ловить рыбу — ловлю мячик, перчатки из пуха — пушистый воротник

Правое ухо — шапка-ушанка [х//ш], ловить рыбу — ловлю мячик [в//вл’], перчатки из пуха — пушистый воротник [х//ш].

Упражнение 3. Серёжа сказал, что в паре слов жучок — сучок есть чередование согласных [ж//с]. Прав ли Серёжа? Докажи своё мнение.

Серёжа не прав, это не близкие по значению слова, значит не однокоренные.

Упражнение 4. Допиши ряды слов. Подчеркни чередования в корнях. Скажи, как называются слова, которые отвечают на вопросы что? какой? (Существительные) что делать? что делаю? (Глаголы)

что?         какой?
нога        ножной  [г//ж]
тишина    тихий    [ш//х]
рука        ручной  [к//ч’]

что делать? что делаю?
будить          бужу  [д’//ж]
мазать          мажу [з//ж]
пахать          пашу [х//ш]

Упражнение 5. Запиши слова с данными корнями. Подчеркни чередование.
-сапог-// -сапож-  -бег-// -беж-

Сапоги - сапожки, бегут - бежать.

Как ты думаешь, -сапог-// -сапож-; -бег-// -беж- — это разные корни или варианты одного корня c чередованием звуков ? Приведи свои примеры для доказательства ответа.