Урок 56 Как устроен наш язык
             Значения суффиксов

Упражнение 1. Спиши слова, которые называют людей по профессии или роду занятий.
каменщик, переводчик, грузчик, печник, школьник, радист, пианист, испытатель, писатель, учитель, спасатель
Как называется профессия, связанная с охотой, лесом? Как назвать человека, который играет на барабане; чинит сапоги; читает книги; водит такси?

Каменщик, переводчик, грузчик, печник, школьник, радист, пианист, испытатель, писатель, учитель, спасатель.

Охотник, барабанщик, сапожник, читатель, таксист.

Упражнение 2. С помощью суффиксов -н-, -ов- образуй имена прилагательные от слов в скобках. Запиши сочетания слов.
(мороз) день, (клён) лист, (камень) дом, (берёза) сок, (осень) лес, (сад) цветок, (мех) воротник, (вечер) звон, (рябина) ветки, (малина) сироп, (туман) утро, (липа) чай, (сосна) шишка, (томат) сок

Морозный день, кленовый лист, каменный дом, берёзовый сок, осенний лес, садовый цветок, меховой воротник, вечерний звон, рябиновые ветки, малиновый сироп, туманное утро, липовый чай, сосновая шишка, томатный сок.

Упражнение 3. Можно ли сказать, что в словах каждой группы один и тот же суффикс? Рассуждай так: «Чайник — это предмет, в котором кипятят или заваривают чай», «Школьник — это тот, кто учится в школе».
1) -ник-          -ник-
    чайник ? школьник
   цветник ? дворник

2) -чик-              -чик-
   барабанчик ? лётчик
    карманчик ? перевозчик

3) -ик-          -ик-
    котик ? химик
   ротик ? умник

4) -арь-         -арь-
   словарь ? пекарь
   букварь ? вратарь

Помни: каждый суффикс имеет своё значение, которое узнаётся в слове.

Какой ответ ты считаешь правильным: «Эти суффиксы одинаковые, потому что они одинаково звучат и пишутся» или «Эти суффиксы разные, так как они имеют разное значение»?

Упражнение 4. Устно заверши таблицу.

Суффиксы    Значение суффиксов       Примеры
-анин-,                Житель                    южанин,
-янин-,            какой-либо                  северянин,
-ан-, -ян-       страны, города,             земляне, 
                             края                      марсиане

-ушк-,            Уменьшительно-            коровушка,
-юшк-, -к-,         ласкательное             морюшко, печка,
-ок-, -ёк-,                                          грибок, пенёк,
-чик-, -еньк-                                      пальчик, доченька

-ист-, -чик,         Профессия               Футболист,
-ник-, -тель-      или род                     переводчик,
                         занятий                     дворник,
                                                          строитель,
                                                         писатель

-евн-,                 Отчества                    Алексеевна,
-евич-,                 людей                     Алексеевич,    
-ич-,                                                    Кузьмич,   
 -иничн-,                                            Кузьминична,   
-овн-,                                                   Владимировна,
-ович-,                                             Владимирович

 

Упражнение 5. Спиши. Обозначь корень, суффикс и окончание в выделенных словах.
                        В лесу
Лес. Под ногами лесной ковёр. В сосновом лесу — это ковёр из опавшей хвои. В еловом лесу землю укрыл мягкий зелёный мох. В лиственном — опавшие, прелые листья. В небе колышутся зелёные вершины деревьев. Прохладно и тихо в лесу. А сколько загадок и чудес таит в себе каждая травинка, каждый листок!  (По Н. Верзилину)

                         В лесу
Лес. Под ногами лесн [ой] ковёр. В сосновом лесу — это ковёр из опавшей хвои. В еловом лесу землю укрыл мягкий зелёный мох. В лиственном — опавшие, прелые листья. В небе колышутся зелёные вершины деревьев. Прохладно и тихо в лесу. А сколько загадок и чудес таит в себе каждая трав ин к [а], каждый листок?!
                                                                          (По Н. Верзилину)