Урок 15 Как устроен наш язык
       Слоги ударные и безударные. Роль ударения

Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Выделяй голосом ударный слог.

   М?уха-чистюха
         ...
(Б. Заходер)
Почему не во всех словах стихотворения обозначено ударение?

Потому что в словах из одного слога и в словах с буквой ё знак ударения не ставится.

Упражнение 2. Спиши. Поставь в словах, где нужно, знак ударения.
волна, холодный, холод, старик
дождливый, дождь, тёмный, темно
далёкий, даль, деревья, дерево

Волна?, холо?дный, хо?лод, стари?к, дождли?вый, дождь, тёмный, темно?, далёкий, даль, дере?вья, де?рево.

Упражнение 3. Прочитай. Спиши предложения парами. В выделенных словах обозначь ударение.

   Стре?лки часов показывали двенадцать. Снайперы — отличные стрелки?.
   Ржавые гво?здики валялись в мастерской. Полевые гвозди?ки вечером сильно пахнут.
   Большое село? раскинулось на берегу озера. Солнце се?ло за гору.

Объясни значения выделенных слов.

Упражнение 4. В стихотворениях Я. Козловского нет последних слов. Найди эти слова и скажи, на какой по счёту слог падает ударение.
                 Окуни
— Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они!
В ведёрко руку окуни,
Не бойся, это … .
        Капель
Сосульки, как носы у цапель,
И тают, словно карамель.
Я слышу звон апрельских капель,
Поёт апрельская … .

о?куни, капе?ль

Какие слова в стихотворениях пишутся так же, как и добавленные тобой, но отличаются от них ударением?

окуни?, ка?пель

Как ты понимаешь значения слов о?куни — окуни?, капе?ль — ка?пель?

о?куни (название рыбы) — окуни? (помести в воду), капе?ль (таяние сосулек) — ка?пель (маленькое количество воды).

Упражнение 5. Прочитай слова. Измени в каждом место ударения. У тебя получатся новые слова. Объясни их значения. Запиши пары слов в тетрадь.
стои?т — … мука? — …звоно?к — … полки? — …пи?ли — … плачу? — …

Стои?т — сто?ит, мука? — му?ка, звоно?к —зво?нок, полки? — по?лки, пи?ли — пили?, плачу? — пла?чу.