Урок 40 Правописание
Учимся писать буквы согласных в корне слова
Давай понаблюдаем ещё раз, как обозначаются согласные звуки в корнях слов.
[ры?ба] рыба — [ры?пка] рыбка
[ш?уба] шуба — [ш?упка] шубка
[тропы] тропы — [тропка] тропка
[сказат’] сказать — [скаска] сказка
Что тебе удалось заметить? Обрати внимание на различие в произношении и написании согласных звуков во вторых словах некоторых пар. Как ты думаешь, с чем связано изменение в произношении корня? Произнеси парные по звонкости-глухости согласные звуки.
Изменение связано с тем, что после корня стоят парные по звонкости-глухости согласные звуки (они выделены в учебнике жирным шрифтом.
Упражнение 1. Запиши слова парами. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание.
гладить — гла…кий, сказочка — ска…ка, скользить — сколь…кий, низина — ни…кий, близость — бли…кий, крепость — кре…кий, узенький — у…кий, коротенький — коро…кий, реденький — ре…кий, мягонький — мя…кий, жиденький — жи…кий
Гладить — гладкий, сказочка — сказка, скользить — скользкий, низина — низкий, близость — близкий, крепость — крепкий, узенький — узкий, коротенький — короткий, реденький — редкий, мягонький — мягкий, жиденький — жидкий.
Упражнение 2. Запиши слова, заменяя звуковую запись буквенной. Сначала записывай проверочные слова.
варе[шк]а, сне[шк]и, ча[шк]и, ло[шк]и; вере[фк]а, тра[фк]а, морко[фк]а; незабу[тк]а, у[тк]а, сосе[тк]а, ло[тк]а; берё[ск]а, ука[ск]а, ска[ск]а, поло[ск]а
Варежек - варежка, снежок - снежки, чашечка - чашки, ложечка - ложки; верёвочка - верёвка, травушка - травка, морковочка - морковка; незабудочка - незабудка, уточка - утка, соседи - соседка, лодочка - лодка; берёза - берёзка, указывать - указка, сказочка - сказка, полосочка - полоска.
Выполни упражнения в тетради «Пишем грамотно» № 1.