Ответы к странице 12

Упражнение 20, с. 12

Рассмотрите схему и расскажите о речевой ситуации и её элементах.

Кто говорит? (я, говорящий, адресант).
Кому? (тебе, слушающему, адресату).
Что? (предмет, о котором говорит адресант).
Где? (здесь, место действия).
Когда? (сейчас, время).
Зачем? (цель, коммуникативное намерение).

Главными элементами речевой ситуации и определяющими её являются участники и отношения между ними. Партнёры по речевому общению – это люди, выполняющие в данной речевой ситуации определённую роль (социальную и соответствующую ей речевую), находящиеся в определённых отношениях к речевым партнёрам и выполняющие (реализующие) свои речевые цели (намерения).

Коммуникантов в речевой ситуации может быть двое или один может общаться сразу с несколькими партнерами. Их ролевые позиции могут быть разнообразны.

Упражнение 21, с. 12 – 13

Прочитайте диалоги. В каких ситуациях общение было удачным? Какие элементы речевой ситуации не учтены в других случаях?

— Папа, помоги мне, пожалуйста, найти материал о медведях.
— Я устал, дочка. Завтра.
— Мне очень надо. Завтра у меня доклад в школе.
— Хорошо. Сейчас пойдём, поищем.

— Бабуль, я иду на тренировку, а у меня оторвалась пуговица. Пришей сейчас, пожалуйста.
— Не могу сейчас, внучек. Иду на рынок. Сам пришей.

— Эй, вы, малявки! Как пройти к памятнику Пушкина?
— Таким невежам нечего делать у этого памятника!

— С днём рождения, дорогая Ирина Николаевна! Желаем вам здоровья, счастья, всегда солнечного настроения!
— Спасибо, ребята! Очень приятно, что вы меня поздравили.

Для речевой ситуации важны отношения между участниками общения, и прежде всего – учёт социальной роли участников общения. Непонимание своей социальной речи участниками общения приводит к конфликтам, проблемам.

В первой и последней ситуациях общение было удачным. Во второй ситуации мальчик не учёл время разговора и не достиг цели, а в третьей ситуации говорящий не учёл социальную роль участников общения, что привело к конфликту.