Ответы к странице 140

Упражнение 291, с. 140

Употребите данные существительные в тех падежах, для которых в таблице (см. упр. 290) указаны окончания.

Объясните графически правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

Аппарат, программа, печенье, станция, рейс, направление, рейка, батарея, область, рельс, ущелье, приземление, преграда, привычка, преподаватель, подаяние, алюминий, платье, резерв, рейд, спортсмен, деталь, выданье.

Об аппарат[е] (2-е скл., П. п.);
нет программ[ы] (1-е скл., Р. п.), рад программ[е] (1-е скл., Д. п.), о программ[е] (1-е скл., П. п.);
думаю о печень[е] (2-е скл., П. п.);
нет станци[и] (на -ия, Р. п.); рад станци[и] (на -ия, Д. п.), о станци[и] (на -ия, П. п.);
говорю о рейс[е] (2-е скл., П. п.);
спорю о направлени[и] (на -ие, П. п.);
нет рейк[и] (1-е скл., Р. п.), рад рейк[е] (1-е скл., Д. п.), о рейк[е] (1-е скл., П. п.);
нет батаре[и] (1-е скл., Р. п.), рад батаре[е] (1-е скл., Д. п.), о батаре[е] (1-е скл., П. п.);
нет област[и] (3-е скл., Р. п.), рад област[и] (3-е скл., Д. п.), об област[и] (3-е скл., П. п.);
говорю о рельс[е] (2-е скл., П. п.);
вспоминаю об ущель[е] (2-е скл., П. п.);
о приземлени[и] (на -ие, П. п.);
нет преград[ы] (1-е скл., Р. п.), рад преград[е] (1-е скл., Д. п.), о преград[е] (1-е скл., П. п.);
нет привычк[и] (1-е скл., Р. п.), рад привычк[е] (1-е скл., Д. п.), о привычк[е] (1-е скл., П. п.);
о преподавател[е] (2-е скл., П. п.);
о подаяни[и] (на -ие, П. п.);
об алюмини[и] (на -ий, П. п.);
мечтаю о плать[е] (2-е скл., П. п.);
о резерв[е] (2-е скл., П. п.);
о рейд[е] (2-е скл., П. п.);
о спортсмен[е] (2-е скл., П. п.);
нет детал[и] (3-е скл., Р. п.), рад детал[и] (3-е скл., Д. п.), о детал[и] (3-е скл., П. п.);
о выдань[е] (2-е скл., П. п.).

Упражнение 292, с. 140

Выпишите существительные с пропущенными окончаниями вместе со словами, от которых они зависят.
Определите склонение и падеж существительных. Обоснуйте ответ.
Укажите элементы описания в тексте.
Спишите последнее предложение и подчеркните его члены.

Образец. Лежит (на чём? где?) на крыше (1-е, П.).

Зима. Снег лежит на каждой тропинке и каждой аллее. На зелёной ёлке и пихте хвоя покрылась инеем. Спит в берлоге в своей постели косолапый2 медведь1. Белка скачет с ветки на ветку. Заяц у белоствольной2 берёзки попрыгивает. Бродит по просёлочной дороге возле деревни голодный волк.

Лежит (на чём? где?) на тропинк[е] (1-е, П.);
лежит (на чём? где?) на алле[е] (1-е, П.);
покрылась (на чём? где?) на ёлк[е] (1-е, П.);
покрылась (на чём? где?) на пихт[е] (1-е, П.);
спит (в чём? где?) в берлог[е] (1-е, П.);
спит (в чём? где?) в постел[и] (3-е, П.);
скачет (с чего? откуда?) с ветк[и] (1-е, Р.);
попрыгивает (у чего? где?) у берёзк[и] (1-е, Р.);
бродит (по чему? где?) по дорог[е] (1-е, Д.);
бродит (возле чего? где?) возле деревн[и] (1-е, Р.).

косолап[ый]2
у белоствольн[ой]2

медведь1 — [м’идв’эт’] 2 слога.
м — [м’] — согл., сонорн. (зв.непарн.), мягк. парн.
е — [и] — гласн., безуд.
д — [д] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.
в — [в’] — согл., звонк. парн., мягк. парн.
е — [е] — гласн., ударн.
д — [т’] — согл., глух. парн., мягк. парн.
ь — [—]
7 б., 6 зв.

Бродит по просёлочной дороге возле деревни голодный волк.

Упражнение 293, с. 140

Спишите, обозначьте условия выбора орфограммы «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Назовите ещё виды орфограмм, связанные с правописанием ь на конце слов после шипящих. Составьте 2—3 простых предложения с любыми из словосочетаний и выполните их синтаксический разбор.

Идти через рожь (3-е скл.), плач (2-е скл.) ребёнка, сухой камыш (2-е скл.), ровно в полночь (3-е скл.), сторож (2-е скл.) у ворот, помощь (3-е скл.) врача, полевая мышь (3-е скл.), полная тишь (3-е скл.)‚ обилие рощ (мн. ч., Р. п.), громада туч (мн. ч., Р. п.), постройка жилищ (2-е скл.)‚ выделка кож (мн. ч., Р. п.), ремонт крыш (мн. ч., Р. п.).

Орфограмма: глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком.
       какой?              где?          как?
     ↓------------|           ↓--------|  |--------------------
Ночной сторож у ворот ходил взад и вперёд. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
                                     что?                                 
        какая?           |             чьи?     какие?         |
     ↓------------|           |          ↓---------------------------|  ↓
Полевая мышь точила свои острые белые зубки.  (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)