Ответы к странице 84

Упражнение 173, с. 84

Художника попросили нарисовать древнерусского воина. По рассеянности он перепутал прошлое и настоящее. Какие ошибки допустил художник? Что он должен был нарисовать? Запишите устаревшие слова, которые вы употребили в своём ответе.

Устаревшие слова, обозначающие одежду, доспехи, оружие древнерусского воина: шишак (шлем с вытянутым верхом), коль­чуга; колонтарь, юшман, бахтерец (разновидности кольчуги); бар­мица (кольчужная сетка, предохранявшая шею и плечи воина), латы, колчан, лук, щит, меч, булава.

Упражнение 174, с. 84 – 85

Прочитайте. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение слов? Что же в действительности обозначают эти слова? Проверьте себя по «Толковому словарю».

Выпишите слова с выделенными буквами, объясните выбор орфограмм.

          Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала2 несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60-70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.
        Вот некоторые из их ответов. Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик — «тот, кто издаёт приказы». Лапотник — «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?
                                               (Ю. Откупщиков)

Барышник — человек, занимающийся перепродажей ради прибыли (барыша).
Приказчик — управляющий имением помещика.
Лапотник — тот , кто ходит в лаптях; крестьянин.

написа л[а]

Орфограммы: на урок[е] (2-е скл., П. п.), в класс[е] (2-е скл., П. п.) — безударное окончание существительного;
написала (письменный), распространены (пространство) — проверяемый безударный гласный в корне;
распространены — приставка рас- перед глухим согласным;
назад (позади) — парные звонкие/глухие согласные в корне.