Ответы к странице 31

Упражнение 64, с. 31

Подумайте и запишите по 2 предложения указанных видов на тему “Наш класс”.
• Простое предложение.
• Сложное предложение с союзом.
• Сложное предложение без союзов.

©                              Наш класс
Наш класс очень дружный.
Мы вместе ходим в музеи, и учительница нас в этом поддерживает.
На уроках учитель объясняет материал, мы внимательно слушаем и записываем.

Упражнение 65, с. 31

Выпишите, расставляя пропущенные знаки разделения: сначала простые предложения, затем сложные. Какое из сложных предложений бессоюзное, а какое — союзное? Подчеркните основы предложений.

1. Наступили холода, всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком. 2. Осень раздевает лес, студит воду. 3. Низко над землёй нависли тучи, и нудный дождик бросает на землю свои мелкие брызги. 4. Ветер срывает одинокие3 листочки с деревьев, свистит и гудит по ночам в трубах.4

                       Простые предложения
Осень раздевает лес, студит воду.
Ветер срывает одинокие листочки с деревьев, свистит и гудит по ночам в трубах.

                            Сложные предложения
Наступили холода, всё чаще по утрам лужицы покрываются хрупким ледком. (бессоюз.)
Низко над землёй нависли тучи, и нудный дождик бросает на землю свои мелкие брызги. (союзное)

Ветер срывает одинокие листочки с деревьев, свистит и гудит по ночам в трубах. 4 (Повеств., невоскл., простое, осложнено однород. сказ.)

I. Одинокие (листочки) — прилаг. Листочки (какие?) одинокие.
II. Н. ф. — одинокий; в полн. форме, в В. п., в мн. ч.
III.  Листочки (какие?) одинокие.

Упражнение 66, с. 31 – 32

Прочитайте. Какое настроение вызывает это стихотворение? Какие глаголы использовал поэт при описании костра, пламени, дыма? Спишите, расставляя недостающие знаки препинания в первом четверостишии. Назовите сложные предложения. Составьте схему третьего предложения.
• Объясните выбор выделенных орфограмм.

                            Костёр
Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается,
И трещит, и пылает костёр.
Пышет пламя в лицо, тёплый дым на ветру развевается,
Затянул весь лесной косогор3.

Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые3,
Меж стволами качается тень.
Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые
Этот солнечный ветреный день.
                                                        (И. Бунин.)

Спокойное и умиротворенное настроение вызывает это стихотворение. Поэт рисует погожий день ранней осени.
Глаголы: разгорается, трещит, и пылает, пышет, развевается, затянул.

Орфограммы: сильней (сила), веселей (весёлый), трещит (треск), на ветру (ветер), развевается (веет), затянул (тянет), косогор (косо), на горе (горы), ветвистые (ветви), наполняет (полный) — проверяемый безударный гласный в корне;
разгорается, гнутся, качается — -ТСЯ/-ТЬСЯ в глаголах;
пыла[ет], пыш[ет], — безударное окончание глагола.

гудит1 — [гуд’ит] 
гу-дит 2 слога
г — [г] — согл., звонк. парн., твёрд. парн.
у — [у] — гласн., безуд.
д — [д’] — согл., звонк.. парн., мягк. парн.
и — [и] — гласн., ударн.
т — [т] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
5 б., 5 зв.

I. Косогор — сущ. (что?).
II. Н. ф. — косогор; нариц., неодуш., м. р., 2-го скл., в Им. п., в ед. ч.
III. Затянул (что?) косогор.

I. Ветвистые (берёзы) — прилаг. Берёзы (какие?)  ветвистые.
II. Н. ф. — ветвистый; в полн. форме, в Им. п., во мн.ч.
III.  Берёзы (какие?)  ветвистые.

                                           Сложные предложения
Ворох листьев сухих всё сильней, веселей разгорается, и трещит, и пылает костёр.
Пышет пламя в лицо; тёплый дым на ветру развевается, затянул весь лесной косогор.
Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые, меж стволами качается тень.
1) ___ =====, 2) ===== ___, 3) ===== ___.