Ответы к странице 151

Упражнение 324, с. 151

Употребите глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Обозначьте род выделенных существительных.

      ж. р.
1. Врач Смирнова выписала рецепт.
                     м. р.
2. Опытный инженер Иван Петрович участвовал в научно-технической конференции.
                                               ж. р.
3. По оживленным лицам архитектор Нина Николаевна поняла, что проект принят.
                         ж. р.
4. Молодая географ Анечка исследовала природные и экономические условия своего родного края.
        ж. р.
5. Профессор Рождественская взошла на кафедру и обратилась к студентам с приветствием.

Упражнение 325, с. 151

Составьте предложения с данными словами, употребляя их для обозначения лиц как мужского, так и женского пола. Глаголы-сказуемые ставьте в прошедшем времени.

Археолог, биолог, балетмейстер, тренер, искусствовед, бухгалтер.

В начале двадцатых годов английский археолог Леонард Вулли обнаружил следы грандиозного наводнения, уничтожившего ряд древнейших городов Южного Двуречья.
В поездке с нами оказалась археолог Ольга Александровна Петрова, которая готовилась проводить исследование Великих пирамид в Гизе.
Биолог Львова по-своему видела начало эволюции человечества и умела интересно рассказать об этом.
На пороге стоял биолог Петр Худяков с огромным сачком в руках.
Французский балетмейстер Жан Батист Ланде открыл первую в России балетную школу.
Балетмейстер Николаева Ольга Николаевна известна на весь мир своими постановками.
Тренер по самбо Семён Семёнович учил нас новым приёмам.
Наша тренер Нина Яковлевна говорила нам, что мы должны работать над собой.
Один искусствовед, написавший книгу о Шагале, считал, что возникновение его живописи таинственно.
Знаменитая искусствовед сумела опубликовать несколько книг о живописи импрессионистов.
Главный бухгалтер, Станислав Сергеевич Иванов, работал допоздна.
Пожилая бухгалтер стояла с визитной карточкой в руке.

Упражнение 326, с. 151

Диктант. Подчеркните существительные в винительном падеже как члены предложения. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам орфограмм.

1. Чуть слышится ручей, бегущий в сень дубравы, чуть дышит ветерок, уснувший на листах. 2. Редеет облаков летучая гряда; звезда печальная, вечерняя звезда, твой луч осеребрил увядшие равнины. 3. Ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой. 4. Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор.      (А. Пушкин)

Орфограммы: слыш[ит]ся (II спр.), дыш[ит] (искл., II спр.), реде[ет] (I спр.), стел[ет]ся (искл., I спр.), проглян[ет] (I спр.), скро[ет]ся (I спр.) — безударные окончания глаголов;
бегущий (бег), листах (лист), летучая (полёт), вечерняя (вечер), роняет (урон) — проверяемые безударные гласные в корне;
облаков, печальная, свинцовой, багряный — непроверяемые безударные гласные в корне;
равнина — чередование гласных в корне;
ненастной (ненастье) — непроизносимый согласный;
ноч[и] (Р. п., 3 скл.) — окончание существительного.