Александр Трифонович Твардовский

Рассказ танкиста

Стр. 151. Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

Мальчик помог танкистам уничтожить врага, а значит совершил геройский поступок. Рассказчик не может себе простить, что забыл спросить имя мальчика, потому что принято вспоминать человека по имени, чтобы мысленно поблагодарить его снова и снова.

2. В рассказе «Весной 1942 года» А. Т. Твардовский вспоминает о тех впечатлениях, которые произвела на него война... Расскажите, какой показана война в воспоминаниях А. Твардовского о войне и в стихотворении «Рассказ танкиста».

В стихотворении «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где важна смелость и упорство. В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе для всей земли русской.

Литература и изобразительное искусство

Что изображено на картине Ю. Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»? Подготовьте устное сочинение по картине.

                     На картине  Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...» изображена горящая степь. На переднем плане - отряд наступающих солдат. Их фигуры освещены заревом пожара. Вокруг гарь и копоть. На заднем плане в атаку идут танки. В стихотворении Твардовского есть строки: «Душила гарь и копоть: от дома к дому шел большой пожар». С этими строками можно соотнести эту картину.

Фонохрестоматия

1. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». В нём тоже был рассказ о войне, о сражении. Похожи ли рассказчики в этих стихотворениях? Каким характером наделяет актёр своего танкиста? Каким вы его представляете себе: молодым, средних лет, весёлым, задорным, подвижным или степенным, неторопливым, основательным?

У Лермонтова лирический герой - пожилой человек, с проседью, а у Твардовского — молодой, веселый, задорный, подвижный танкист, еще совсем недавно участвовавший в военных событиях.

2. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?

Для автора важен этот подвиг, а наградить своего  героя ничем,  кроме как рассказом он, к сожалению, не может. Так, он мог бы хотя бы назвать его имя, но приходится повторять, что он не спросил, как его зовут.

Стр. 152. Совершенствуем свою речь

1. Как вы понимаете следующие строки, выражения?

— Все нынче, как спросонку — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
— Бедовый, из тех, что главарями у детей — озорной, все время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.
— А он гвоздит — не выглянуть из башен — немец беспрерывно стреляет из пушки, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
— ...за каким домишкой он примостился — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
— Заходим в тыл и полный газ даем
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем — танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее вместе с артиллеристами.

2. Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас стихотворение А. Т. Твардовского, используя слова и словосочетания из него.

Герои стихотворения очень отважны и сообразительны. После прочтение ощущаешь эмоциональный подъем и гордость за соотечественников, за парнишку, который показал, где пушки противника. И немного грустно, что неизвестно имя мальчонки - героя.

3. Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времён Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?

Песни военных лет призваны поднять дух и настроение в нелегкое время, потому то они актуальны и сейчас.