Дон-Аминадо

Города и годы

Стр. 158. Фонохрестоматия

1. Как вы думаете, почему так подробно и долго поэт перечисляет  запахи разных городов?

Поэт так подробно и долго перечисляет запахи разных городов, чтобы создать контраст с самым родным из запахов - запахом русского снега, зимнего полудня. 

2. Что хочет сказать поэт тем, что он не может вспомнить запах русского снега? Почему так мучительно пытается это сделать?

Запах русского снега остается для него самым важным, потому что это запах Родины. Он видел много прекрасных городов и стран, но запах родины остался для него самым дорогим и самым любимым. Именно поэтому так важно его вспомнить, но не получается, потому что слишком давно лирический герой не был на родине.

3. Каково настроение поэта, вынужденного жить вдали от родины? Удалось ли актёру передать это настроение?

Поэт мучается тем, что находится вдали от Родины, и даже чувствуя приближение смерти, не может вспомнить запах русского снега. Актер очень хорошо передал это настроение.


Стр. 159. Размышляем о прочитанном

1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

Чем больше человек узнает о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли. Эта мысль особенно отчетливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова:

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся умирать,
Потому что в детстве песню эту
Знать, и надо мной певала мать!
(Д. Б. Кедрин. «Аленушка»)

Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
(Н.М. Рубцов. «Родная деревня»)

2. Постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздаёт И. А. Бунин в стихотворении «Помню долгий зимний вечер...», опишите их устно с использованием лексики стихотворения: долгий зимний вечер, тускло льётся свет лампады, буря плачет, золотые волны ржи, тихий шёпот лета и т. д. Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?

      В стихотворении И.А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер...» описан долгий зимний вечер в одиноком доме. Ребенок, который никак не может заснуть, и мама, сидящая рядом с ним на кровати. В комнате тихо, горит свеча да лампадка у иконы. А за окном «плачет буря», крутится снег, завывает ветер. Мама шепчет мальчику ласковые слова, предлагая ему вызвать в памяти картины умиротворения, вспомнить мгновения, когда было особенно хорошо. И сын вспоминает, «как шумят березы», как за лесом качается от ветра зреющая рожь, ходят по ней «золотые волны». Любимые, близкие сердцу картины помогают расслабиться, освободиться от напряжения, вызывают легкий и спокойный сон.
     Главное художественное средство, которое использует Бунин, — это эпитеты: «долгий зимний вечер», «тихий шепот леса», «с тихим сном», «невнятный шум берез». Метафора: «Золотые волны ржи».

3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

Эпитеты: долгий вечер, тихий шепот леса, тихий сон, невнятный шум (Бунин); серебряная цевна, голубая весна (Клычков); Родина неяркая, лихая сила, глухая околица, нетленная краса (Кедрин); пруд заглохший, милая Аленушка (Прокофьев); пылкий мальчишка (Рубцов); ослепительный Неаполь, пронизанный закатом, добрый сыр, роза несравнимая, незабвенная, запах свежий (Дон-Аминадо).

Метафоры: волны ржи (Бунин); снежинки мотыльками бьются, слезинки вниз по стеклам льются (Есенин); стойбище тумана, вотчина соловья (Кедрин); солнце кладет золотые обручи, цветет дурман-цветком багульник (Прокофьев).

Сравнение: «Он плывет, как безвестный рыбак...» (Клычков).

Гипербола: «Наклонились ели / До земли» (Есенин).

4. Какие мысли и чувства сообщает читателю Дон-Аминадо строфой стихотворения «Города и годы»?

А сообщает читателю, что один запах остается для него самым важным, самым главным в мире: «русский запах снега». Он видел много прекрасных городов и стран, но запах Родины остался для него самым дорогим и самым любимым.

5. Как вы думаете, в чём хочет убедить читателя Н. М. Рубцов в стихотворении «Родная деревня»?

В том, что на Родине всегда лучше, что ее нужно любить.

6. Как связаны в стихотворении Н. М. Рубцова любовь к родной земле и нравственно-душевное взросление человека?

Часто понимание подлинной ценности простых привычных вещей и явлений приходит спустя много лет, когда человек увидит жизнь в различных ее проявлениях и сумеет  увидеть лучшее в каждом из них. Нравственное взросление человека, то есть взросление души, невозможно без обращения к опыту своего детства, без осмысления этого опыта и значения для себя родной земли.

Стр. 159. Литература и изобразительное искусство

Какие картины известных вам художников-пейзажистов вы подобрали бы к каждому из стихотворений?

И.А. Бунин. «Помню— долгий зимний вечер...» — И.И. Шишкин. «Рожь».
С.А. Клычков. «Лель цветами все поле украсил...» — В.Н. Бакшеев. «Голубая весна».
С.А. Есенин. «Разгулялась вьюга...»— A.C. Степанов. «Деревня зимой».
Д.Б. Кедрин. «Аленушка» — Н.П. Крымов. «Утро».
A. A. Прокофьев. «Аленушка» — В.М. Васнецов. «Аленушка».
Н.М. Рубцов. «Родная деревня» — А, Попов. «Утро в деревне».
Дон-Аминадо. «Города и годы» — И.Э. Грабарь. «Мартовский снег»; И.И. Левитан. «Март».

Стр. 159. Обогащаем свою речь

Подберите синонимы к поэтическим выражениям. Какие новые оттенки смысла появились в найденных вами словосочетаниях?

Долгий зимний вечер — длинный зимний вечер.
Буря плачет у окна — буря, вьюга воет, рыдает у окна.
Золотые волны ржи — желтые переливы спелой ржи.
Шепот зреющих колосьев — шорох спелых колосьев.

Стр. 160 Проект

Используя ресурсы Интернета, подготовьте вместе с одноклассниками иллюстрированный сборник стихотворений «Родная  природа в русской поэзии» (составители работают над содержанием сборника, художники — над иллюстрациями, литературоведы готовят вступительную статью).

Выполняется самостоятельно всем классом.