Виктор Петрович Астафьев

Стр. 117. Проверьте себя

1. Что, по словам самого В. П. Астафьева, заставило его писать?

Книги и жизнь.

2. Подготовьте устное сообщение о писателе, используя содержание статьи учебника и произведений В. П. Астафьева, прочитанных вами ранее.

      Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году недалеко от Красноярска. В 1931 году его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Виктор убежал из дома, беспризорничал, потом воспитывался в детском доме. Затем Астафьев закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.
     Осенью 1942 года Виктор Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен, лечился в госпитале. После войны Астафьев поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 году стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов Астафьева «До будущей весны» был напечатан в 1953 году.

Васюткино озеро. Астафьев

Стр. 145. Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказ называется «Васюткино озеро»?

Мальчик Васютка заблудился в тайге и нашел неизвестное никому озеро, полное рыбы,  открыл его людям. По имени мальчика и назвали это озеро.

2. Что рассказывает писатель о рыбной ловле? Какая рыба попадалась в ловушки?

Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

3. Как заблудился Васютка? Что помогло Васютке выжить, выйти из леса (смелость, смекалка, терпение, знание леса, другие качества)?

Васютка заблудился, когда погнался за глухарем и перестал наблюдать, куда идет. Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, терпение и упорство.

4. Какое время странствий в лесу оказалось для Васютки самым трудным и почему?

День, когда поднялся ветер и начался дождь, был для Васютки самым трудным. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

5. Что вспоминал Васютка? Как прислушивался к лесным звукам, о чём разговаривал с лесными жителями?

    Васютка вспоминал рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы выбраться из тайги. Вспоминал  слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
      В первую ночь в тайге мальчик особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень. Сначала он разговаривал с этим пнем, думая, что это кто-то притаился, укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

6. Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем?

Взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем, потому что нашел его именно Васютка. 

7. Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу?

Можно нарисовать широкий Енисей, по которому плывет пароход, и мальчика на берегу. Можно нарисовать к этому рассказу избушку на берегу Енисея и рыбаков, которые чинят сети. Или  Васютку с ружьем и его мать, которая дает ему с собой хлеб. Можно нарисовать Васютку, который сидит у костра, разговаривает с белкой, оглядывает тайгу с верхушки дерева или стреляет в уток. Или большое озеро, в котором сквозь воду видна рыба, а над водой летят утки. 

8. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»? Как связаны начало и конец этого рассказа и какую роль играет их связь?

Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается обращением к карте. В начале автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка».

Стр. 145. Литература и изобразительное искусство

Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрации, помещённой в учебнике.

Васютка увидел на ели кедровку. Рис. Е. Мешкова. 
«Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».

Васютка у костра. Рис. Е. Мешкова.
«Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».

Стр. 145-146. Обогащаем свою речь

1. Обратите внимание на детали рассказа, например: почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба? Что значат её слова: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать»?

Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Она понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».  Таежные законы сложились из опыта многих и многих охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.

2. Объясните слова и включите их в пересказ текста: холодная изморось, осётр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеей, белая рыба, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара.

Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых.
Были — правдивые рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — выдуманные рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеей — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка.
Хлопец — парень. 
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.

5. Устал, притомился, изнемог... — придумайте предложения с этими словами.

Мальчик устал, пробираясь сквозь тайгу. Отец притомился от долгой работы. Кот изнемог от жары.

Стр. 146. Творческое задание

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Расскажите об этом устно или письменно, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

Составляем рассказ, используя следующие слова.
Эпитеты: холодная изморозь, темные волны, с упругими парусами, бесполезное дело, тропинки узенькие, извилистые.
Метафоры: лес стоял неподвижно, закружились поднятые с земли и сорванные с деревьев листья.