Ханс Кристиан Андерсен

Снежная королева

Стр. 207-208. Размышляем о прочитанном

1. Как можно объяснить название сказки? Из скольких историй состоят приключения действующих лиц?

Сказка называется «Снежная королева», потому что именно Снежная королева - причина всех бед героев сказки.
Сказка состоит из семи историй.

2. Кто главные герои сказки? Чем интересна была их жизнь? Как начинается сказка? Похоже ли её начало на начало русских народных сказок?

Девочка Герда, мальчик Кай - главные герои сказки. Дети жили по соседству и любили друг друга, как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.
Сказка начинается со слов: «Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем теперь». Начало не похоже на начало русских народных сказок.

3. Почему у тролля было особенно хорошее настроение? Что делали тролль и его ученики с людьми, их характерами? Что происходило с разбитым зеркалом?

Тролль он смастерил зеркало, в котором все прекрасное уменьшалось, а все плохое и злое увеличивалось. А так как тролль - существо злое, то он радовался этотму и его настроение улучшилось. Троллю нравилось смеяться над людьми, искажать их характеры. Когда зеркало разбилось,  миллионы осколков разлетелись по земле и наделали много зла. Если осколок попадал в глаз, человек начинал замечать в людях только плохое. Если осколок зеркала попадал в сердце, оно превращалось в кусок льда.

4. Расскажите о жизни мальчика и девочки, об их садике. Как жили обе семьи? Постарайтесь близко к тексту пересказать эпизод с появлением Снежной королевы. Как осколок попал в глаз Кая?

       Семьи Кая и Герды жили бедно, в комнатках под самой крышей в соседних домах. У них не было даже маленького огорода, и они придумали поставить ящики с землей на водосточные желоба. В ящиках выращивали зелень и розы. Дома стояли так близко, что по крыше дети могли ходить друг к другу в гости. Летом они играли на скамеечке под розами, зимой тоже ходили друг к другу в гости и слушали сказки бабушки.
        Первый раз Кай увидел Снежную королеву в тот день, когда он похвастался, что сможет посадить Снежную королеву на печку, и та растает. Но увезти его с собой Снежная королева смогла тогда, когда ему захотелось показать, что он самый лучший, что он сможет прицепиться к самым большим и быстрым саням и прокатиться по площади.
         Осколки попали в глаз и в сердце Кая, когда он с Гердой смотрел книжку с картинками. Мальчик вскрикнул оттого, что его что-то кольнуло в сердце и в глаз. Герда хотела ему помочь, но осколков не увидела.

5. С чего началось путешествие Герды? Что вы можете рассказать о цветнике женщины, умевшей колдовать? Почему Герда забыла обо всём и как ей удалось вспомнить о Кае? Как она встретилась с принцем и принцессой? Чем они помогли Герде?

         Путешествие Герды началось от реки, у которой девочка  спросила, брала ли река к себе названого братца. Герда была готова отдать реке самое дорогое, что у нее было, — красные башмачки. Она взошла в лодку, лодка отвязалась и поплыла.
        Герда попала в цветник старушки, умеющей колдовать. В цветнике всегда было лето, цвели прекрасные цветы, но каждый из них был занят свой собственной историей и не интересовался ничем другим. Старушка расчесала волосы Герде, заколдовала ее, и Герда забыла о том, куда она направляется. Но когда она увидела розу на шляпе старушки, она поняла, что в цветнике не хватает розовых кустов. От ее слез розовые кусты проросли, и она вспомнила о Кае.
        Ворон и ворона помогли Герде проникнуть во дворец. Девочка думала, что молодой принц — это Кай, и хотела увидеть его. Она случайно разбудила спящего принца, а потом проснулась и принцесса. Они решили помочь девочке: дали ей карету, запряженную лошадьми, теплую одежду и пищу.

6. Каков особый мир маленькой разбойницы? Почему разбойница пожалела Герду и даже помогла ей в дальнейшем пути?

Маленькая разбойница жила без ласки и доброты. Но она была избалована и своенравна. Разбойница держала в клетках животных и птиц, мучила их.  Но все-таки у маленькой разбойницы было доброе сердце, ей тоже хотелось любви и душевного тепла, и она отпустила Герду и оленя в Лапландию.

7. Последняя остановка у жалкой избушки; лапландка и финка; их помощь Герде. Чем эти эпизоды напоминают нам русские народные сказки? Назовите такие сказки, похожие эпизоды.

Лапландка и финка из сказки Андерсена напоминают о том, как в русских сказках Баба-яга помогала Марьюшке найти ее Финиста — Ясна сокола.

8. Что помогло Герде и Каю в чертогах Снежной королевы? Кто встретился им на обратном пути?

Герде в чертогах Снежной королевы помогла верность своей любви к Каю, мужество. Ее горячие слезы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».
На обратном пути Герде и Каю помог олень, лапландка и финка. Они встретили маленькую разбойницы и от нее узнали, что стало с принцем, принцессой, вороном и вороной.

9. Что хотел сказать читателям своей сказкой Андерсен? Как вы понимаете концовку сказки?

Андерсен хотел сказать читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, и человек обязательно достигнет своей цели.
Концовкой Андерсен хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернется в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребенок.

Стр. 208. Литература и изобразительное искусство

Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказке «Снежная королева». Согласны ли вы с восприятием сказки и её героев художником? Напишите письменный отзыв об иллюстрациях.

Иллюстрации художника Я.Шанцера очень яркие и красочные. Снежная королева на них  - красавица в золоченных санях.  Маленькая разбойница, разбойники, занятые приготовлением пищи и, конечно, Кай и Герда изображены так, как представляешь их себе, читая книгу. Образы разбойников и Маленькой разбойницы, а также образ Снежной королевы художнику особенно удались. Он уделил много внимания мелким деталям иллюстраций.

Мастер снов и сказок. Андерсен

Стр. 209. Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали небольшой отрывок из статьи детского писателя Самуила Яковлевича Маршака «Мастер снов и сказок», в которой он рассказывает о своём отношении к сказкам Андерсена, о настроении, которое они сообщают читателю. Прочитайте эту статью вслух, подтвердите мысли писателя примерами из прочитанной сказки «Снежная королева».

Герои сказок Андерсена - простые люди, например, девочка Герда, которая ищет своего Кая, преодолевая огромные расстояния и сталкиваясь с разными трудностями. Герда не думает о себе, она идет босиком по льдам, она плывет по реке, она беседует с воронами и разбойниками. И все в на ее пути помогают ей. Кроме может быть волшебницы, которая решила оставить девочку себе, подарив ей забвение. Эта волшебница представляет собой тот типичный образец праздного мира, который не любит и осуждает Андерсен. А вот мир труда олицетворяет кроме самой Герды и финка с лапландкой, вороны, даже северный олень, который несет Герду к Каю, и его хозяйка Маленькая разбойница также не пребывает в праздности, скрывая под маской жестокости доброе и ранимое сердце.

2. В каких поступках Герды мы видим, как говорит Маршак, «образцы стойкости, твёрдой воли и нежного сердца»? Кого в этой сказке можно отнести к «праздному, надменному, самодовольному миру»? Какие герои сказки олицетворяют «мир труда, вдохновения, мужества»?

Герда в сказке олицетворяет «образцы стойкости, твердой воли и нежного сердца». Девочка отправляется искать друга - Кая. Она преодолевает все трудности на своем пути, находит выход из заколдованного садика старушки, в осенний холод идет без башмачков по земле, с помощью ворона проникает во дворец. Потом она сумела смягчить сердце маленькой разбойницы, добраться до Лапландии, с помощью молитвы побороть стражей ледяного дворца и согреть сердце Кая, растопить его лед.
К праздному миру в этой сказке можно было бы отнести принца и принцессу, разбойницу, но и они находят в себе достаточно доброты, чтобы помочь девочке. Возможно, к «праздному, надменному, самодовольному миру» можно отнести и Снежную королеву.
К миру труда можно было бы отнести бабушку и родителей Кая и Герды, которые жили в маленьком доме и своим трудом создавали особый мир и уют, лапландку, финку, которые проводили свою жизнь в труде. 

3. Какие сказки Андерсена вы бы хотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке и иметь возможность перечитывать? Обсудите этот вопрос с родителями.

У меня в домашней библиотеке есть большой сборник сказок Андерсена, в котором есть почти все его сказки.

4. Расскажите о каждом из героев сказки, выделив главное в его характере.

Герда - добрая, смелая девочка, способная любить беззаветно и преданно. Она отправляется на поиски Кая и преодолевает все препятствия на своем пути. Все, кто встречается ей, стремятся помочь Герде, потому что она свей чистотой покоряет их сердца.

Кай - обычный мальчишка, который любит играть и озорничать. Он немножко безответственный, но честный. Когда в Кая попадает осколок зеркала, он меняется и становится эгоистичным и черствым.

Снежная королева - ледяная женщина, которой чужды простые человеческие эмоции. Она холодно взирает на мир и не испытывает ни к кому добрых чувств. Снежная королева - символ равнодушия.