Из русской литературы XX века

Иван Алексеевич Бунин

Проверьте себя, стр.4

1. Что лежало в основе домашнего образования Бунина? Какие черты характера писателя проявились в детстве?

Бунин много читал, и это чтение лежало в основе домашнего образования будущего писателя. В детстве проявились необычная впечатлительность и восприимчивость Бунина.

2. Расскажите, что вы знаете о жизни И. А. Бунина. При подготовке сообщения используйте дополнительную литературу и ресурсы Интернета.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство провел он в родовом поместье.

До 11 лет он воспитывался дома, а затем был отправлен на обучение в Елецкую уездную гимназию. По возвращении обучался под руководством старшего брата, любил читать мировую и отечественную классику, а также занимался самообразованием. Первые стихи Бунина появились в печати, когда ему было 17 лет.

В 19 лет он переехал в Орёл, где работал корректором в местной газете. В 1891 году вышел в свет его сборник «Стихотворения», а затем «Под открытым небом» и «Листопад», за что в 1903 году ему была присуждена первая Пушкинская премия. В 1895 году Иван Алексеевич познакомился с Чеховым, с которым неоднократно состоял в переписке.

В 1899 году писатель женится на Анне Цакни. Однако этот брак оказался быстротечным. С 1906 года он стал сожительствовать с Верой Муромцевой, с которой позднее зарегистрировал гражданский брак.

Для произведений Бунина начала XX века были характерны ностальгические настроения. В этот период появлялись рассказы и повести «Антоновские яблоки», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско». В 1909 году он удостоился второй Пушкинской премии.

К начавшейся революции в России он отнесся отрицательно и начал вести дневник «Окаянные дни», который был частично утерян. Зимой 1920 года он эмигрировал во Францию, где активно занимался общественно-политической деятельностью. Он не только регулярно печатал свои публицистические статьи, но и выступал с лекциями, сотрудничал с националистическими и политическими организациями.

В 1833 году, получив Нобелевскую премию, Бунин стал одним из главных представителей Русского Зарубежья. Лучшие работы писателя были написаны именно во время эмиграции. Среди них, «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» и цикл рассказов «Тёмные аллеи». Сам он считал, что его творчество относится скорее к поколению Толстого и Тургенева. Несмотря на то, что долгое время его произведения в СССР не печатались, после 1955 года он был самым издаваемым писателем-эмигрантом в стране.

Умер Иван Бунин 8 ноября 1953 года в возрасте 83 лет. Был похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевье-де-Буа.

В деревне. Бунин 

Стр. 11. Размышляем о прочитанном

1. Какими размышлениями писателя начинается рассказ? Какие радостные события объединяются в его воспоминаниях? Расскажите об этом.

Рассказ начинается с размышлений писателя, как он в детстве думал, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна. Лирический герой рассказа радовался радовался, что он скоро поедет в деревню встречать весну, ведь только там бывают по настоящему светлые и солнечные дни.

2.  Какими словами отец объясняет мальчику, что надо делать, чтобы людям в деревне жилось хорошо?

"Когда ты вырастешь, ты поймешь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.. . Это неправда, будто в деревне скучно. Бедности в деревне много — вот это правда, и, значит, надо делать так, чтобы было поменьше этой бедности, — помогать деревенским людям, трудиться с ними и для них.. . И хорошо можно жить в деревне!"

3.  Почему во время пребывания в деревне мальчика переполняет радостное чувство?

Общение с природой даем мальчику ощущение счастья, чувство глубокого довольства и покоя. Его душу наполняет радостное настроение. 

4.  Какие приметы пробуждения природы отмечает писатель?

С навеса крыльца падают капли, проруби почернели.

Лапти. Бунин

Стр. 15. Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали рассказ И. А. Бунина «Лапти». Какие мысли и чувства вызывает этот небольшой рассказ и его герои?

Читая рассказ, сначала кажется, что концовка его будет счастливая и радостная, но узнав о гибели деда, становится тяжко и грустно на душе, ведь дедушка пошёл за лаптями в мороз из-за сильной любви внуку, он хотел сделать что-то, что бы вылечило мальчика. Однако, отправившись за лаптями в сильный мороз и стужу, дед замёрз сам и не смог помочь внуку. Этот рассказ повествует о человечности, душевной теплоте и любви к ближнему.

2.  Почему больной мальчик попросил принести ему красные лапти, а не сплетённые из обыкновенного лыка? Что означает в его восприятии красный цвет? Чувствуете ли вы связь между словами «красный» и «красота»?

Больной мальчик в рассказе Бунина "Лапти" в бреду просил красные лапти.  Может быть красный цвет ассоциируется у ребенка с красотой: красный - красивый. Слово красный в древности означало красивый.

3.  Как вы объясните поступок Нефёда? Какие народные представления и чувства им движут (сочувствие, сострадание, сопереживание)? Почему Нефёд упомянул о душе («душа просит»)?

Нефед отправляется в метель за лаптями и за красной краской, хотя и понимает, что преодолеть в такую непогоду шесть верст будет очень сложно. Нефед погиб в снегах, но лапти и краску он все-таки купил.

Красные лапти символизируют самопожертвование, а смерть Нефеда - это жертва во имя жизни ребенка. Автор хотел показать, что именно в характере русских мужиков содержится надежда на спасение. Красный цвет лаптей символизирует жизнь, и хотя неизвестно будущее мальчика, у нас появляется надежда, что он поправится и будет счастливо жить дальше.

Бунин красными лаптями обращает внимание читателей на то, что пока есть в русском человеке доброта, милосердие и человечность - народ имеет будущее.

4.  Постарайтесь воспроизвести рассказ близко к тексту, передав своё отношение к его героям.

Пересказываем.

Обогащаем свою речь

Объясните значение слов, постарайтесь к каждому из этих слов подобрать синонимы: непроглядная, сумрак, беспомощность, вьюжная свежесть, смеркаться, хмурый, причудливый, великолепный, грозные видения, явственно, зловещий, розвальни.

Непроглядная - тёмная, сумрак - темнота, беспомощность - слабость, вьюжная свежесть - мороз, смеркаться - вечереть, хмурый - облачный, причудливый - интересный, великолепный - замечательный, грозные видения - страшные видения, явственно - чётко, зловещий - ужасающий, розвальни - сани.