Ая эН ((Ирина Борисовна Крестьева)

Как растут ёлочные шары, или Моя встреча с дедом Морозом

Стр. 277. Размышляем о прочитанном

1. Можно ли назвать этот рассказ сказочным? Согласны ли вы с утверждением, что фантастика в нём совсем не научная? Обоснуйте свой ответ примерами из текста произведения.

Можно, потому что Дед Мороз и Снегурочка - сказочные персонажи. Фантастика в рассказе не научная, так как происходит волшебство: "Он хлопнул в ладоши, и на нём тотчас вместо футболки появились и валенки, и тулуп, подпоясанный красным кушаком, и шапка, и даже посох.". Елочные игрушки так же  невозможно вырастить на грядках в луже "Насколько хватало глаз, за домом простиралось ровное, покрытое аккуратными хрустальными лужами поле. Из них тянулись к небу такие же хрустальные кустики. Каких только игрушек на них не было!"

2. По каким словам симпатичной девушки с русой косой внимательный читатель мог догадаться, что она волшебница?

"Вот скажи, какое у тебя желание, и я его исполню."

3. Какие бытовые доводы мамы мешали Снегурочке исполнить желание Ляльки?

"Тогда я потеряю работу и не смогу купить тебе кукольную мебель на день рождения"
"Тогда ты там замёрзнешь и заболеешь, потому что твою тёплую куртку мы оставили дома"

4. Отчего «клетчатая» бабушка «осталась сидеть с выпученными глазами и открытым ртом»?

Потому что она была возмущена  невопитанностью девочки, ведь Лялька пожелала, чтобы Дед Мороз заморозил ее маму.

5. Как вы думаете, почему джинсы на Снегурочке так и не превратились в сказочное нарядное платье?

Потому что в этом рассказе Снегурочка - обычный  человек, хоть и обладает волшебной силой.

6. Как выяснилось, что Лялька — девочка добрая, только капризная?

Лялька в сердцах пожелала, чтобы маму заморозил Дед Мороз, но тут же пожалела об этом и просила Снегурочку не выполнять ее желание. Она кричала, что пошутила, призналась, что капризничала.

7. Как папа, который «с детства не верит в Снегурочек» объяснил произошедшее в метро?

"Это был классический гипноз! — заявил наш папа, когда я рассказала ему о случившемся. — Ваша рыжая девушка…
— Она была не рыжая!
— …оказалась профессиональным экстрасенсом."

8. Как вы думаете, можно ли считать «Историю, рассказанную дедом Морозом» самостоятельным произведением, включённым в рассказ? Почему?

Можно считать эту историю самостоятельным произведением, так как в нем есть законченная мысль (рассказывается сказка о том, откуда взялись первые елочные игрушки).

9. Подводя итог размышлениям о рассказе писательницы Аи эН, постарайтесь ответить на вопрос, которым заканчивается статья, предваряющая рассказ.

Почему и зачем серьёзный учёный пишет не очень  серьёзную и совсем не научную фантастику?

Любому человеку хочется немного чудес и волшебства, без которого бы мир фантазии стал скучным. Может быть поэтому Ая эН пишет такие рассказы.

Стр. 277. Будьте внимательны к слову

1. Определите лексическое значение глагола «пороть» в словах «клетчатой» бабушки: «А я считаю, что детей надо пороть» и в словах Снегурочки: «Это вышедшие из моды кофточки надо пороть». Это один и тот же глагол или разные?

В словосочетании "пороть детей" имеется в виду, что их нужно наказывать. Пороть кофточки - это значит распарывать нитки, чтобы потом можно было перешить эти кофточки, сшить из них что-то другое.

2. «Шёл мимо дождик» — какие значения глагола «шёл» обыгрываются в этой фразе?

Дождик капал, лился, проливался.

Стр. 277-278. Творческое задание

Писатели иногда используют приём включения в рассказ, в своё повествование ещё одного произведения с завершённым сюжетом. Чаще всего это воспоминания одного из персонажей, рассказ о каком-то событии, свидетелем которого был этот персонаж. В прочитанном вами произведении Аи эН это история, рассказанная дедом Морозом. Попробуйте написать собственный рассказ о каком-либо событии, применив композиционный приём «рассказ в рассказе». Это может быть история о том, как вы пригласили в класс интересного человека, как вы готовились к этой встрече, какое впечатление произвело на вас выступление гостя. А само выступление гостя, кратко изложенное от его имени, может стать примером рассказа в рассказе.

 Вот как-то поехали мы с семьей на отдых на речку. Папа взял с собой удочки, чтобы рыбу ловить, а мама - гамак, чтобы отдыхать. Приехали к реке, разложили вещи. Папа достал удочку, рыбацкий складной стульчик, наживку, насадил червяка на крючок. Он подозвал меня к себе.
- Я тебе расскажу, какую я однажды большущую рыбу поймал.
                         Рассказ папы
Сижу я, а река спокойная.. Вдруг - поклевка. Я тяну. А рыба к себе тянет. Зашел я с удочкой уже по колено, по пояс, а рыба все тянет и тянет. Вот уже друзья на помощь бегут, схватили меня за рубашку, тянут нас с рыбой к берегу. Чуть леска не порвалась. Вытащили все-таки рыбину из воды, а она вот такая (папа растопырил пальцы и развел в стороны руки). Вырвалась она у меня и давай по берегу прыгать, да к воде приблизиться  норовит.  Так и упрыгала....

А пока папа показывал, как прыгала рыба и как он ее ловил, он наткнулся на маму в гамаке и перевернул ее на себя. А тут и поплавок запрыгал. Я хватаю удочку, тяну и вытаскиваю огромного карася. Замечательно отдохнули!