Страница 152-155.
Самостоятельная работа
Прочитайте рассказ. И. С. Тургенев. Воробей
1. Перечитайте рассказ и проследите, как мастерство писателя помогает вам оживить увиденное, ярко представить все события и пережить их вместе с героями рассказа.
Перечитывая рассказ, ярко представляешь все события. Переживая вместе в маленькой птичкой, осознаешь, что «только любовью держится и движется жизнь». И. С. Тургенев направляет нас задуматься о том, что родительская любовь бывает самоотверженной, героической, несет только благо своим детям.
2. Назовите всех действующих лиц. От чьего имени ведётся рассказ?
Автор - охотник, который рассказывает нам историю, его собака Трезор и малыш – желторотый воробушек. Но главный герой - черногрудый воробей.
3. Как изменилось поведение собаки? Почему? Какой глагол здесь оказался наиболее выразительным?
Сначала собака проявила свои охотничьи навыки: уменьшила шаги и начала красться, медленно приближалась. Но потом пес остановился, попятился. Он не ожидал такого напора от маленькой птички. Наиболее выразительным здесь оказался глагол «попятился».
4. Какие слова и выражения использует автор, чтобы описать внешний вид (наружность) и поведение молодого воробья?
Автор, чтобы описать внешний вид молодого воробья, использует эпитеты – “молодой воробей с желтизной около клюва и пухом на голове”, “едва прораставшие крылышки”, а поведение малыша описывается словом «неподвижно».
5. Опишите черногрудого воробья. Какие глаголы передают его состояние? Сравните: упал и камнем упал. Что достигается этим сравнением?
Взрослый воробей - черногрудый, взъерошенный, с жалким писком, маленький. Его состояние передают глаголы: сорвавшись (с близкого дерева), (камнем) упал, прыгнул, ринулся спасать, заслонил, (тело) трепетало, (голосок) одичал и охрип, замирал, жертвовал, не мог усидеть, сбросила. Упал (летел, как пушинка, вывалился) молодой воробей, а камнем упал (молниеносно, с большой силой) старый воробей. Это сравнение помогает нарисовать картину стремительного падения.
6. Какая сила заставила воробья встать на защиту своего птенца?
Встать на защиту своего птенца воробья заставила сила, сильнее его воли. Он сумел побороть свой страх, и защитил малыша, рискуя жизнью, потому что любовь «сильнее смерти и страха смерти».
7. Есть ли в рассказе строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям?
Да, в рассказе есть строки, которые помогают понять отношение писателя к событиям. Он благоговел перед маленькой птичкой. Уважал героизм пташки и восхищался ее поступком.
8. Какая фраза отражает главную мысль произведения? Согласны ли вы с писателем? Объясните свою точку зрения.
Главная мысль рассказа «Воробей» Тургенева отражена в конце повествования. Автор говорит «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Тургенев учит нас с уважением относиться к любви, где бы мы ее не встретили. Над ней не надо смеяться, даже если ее проявления любви кажутся нелепыми. Над нею надо благоговеть, потому что данное качество – великая ценность всех живых существ.
9. Один из читателей так пересказал описанные события.
Рассказчик возвращался с охоты.
Он увидел в аллее сада молодого воробья, который вывалился из гнезда.
Собака хотела схватить молодого воробья.
А старый черногрудый воробей спрыгнул с дерева и ринулся спасать своё детище.
Правильно ли изложены все события, их последовательность? Что исчезло из рассказа?
В принципе, последовательность событий, изложенных читателем верная, но в рассказе нет слов, которые помогают нам ярко представить это событие. Нет того мастерства фраз, которыми Тургенев нас завлек, и мы переживали, читая его произведение. Из рассказа читателя исчезли эпитеты, сравнения. И нет предложения, где говорится о силе, которая заставила собаку остановиться и попятиться...
10. Разделите текст на части. Озаглавьте их. Составьте план. Перескажите произведение.
План:
1.Возвращение с охоты.
2.Трезор почуял дичь.
3.Старый воробей камнем упал перед собакой.
4.Смущенный пёс попятился
5.Автор восхищается геройским поступком воробья.
В произведении И.С. Тургенева "Воробей" охотник с собакой возвращались с охоты и заметили молодого воробья, который выпал из гнезда. Трезор медленно приближался к птенцу. Но внезапно с дерева упал камнем взрослый воробей и стал защищать своего малыша. Взъерошенная птица с жалким писком бесстрашно нападала на собаку. Собака не ожидала такого поворота событий и остановилась, попятилась. Хозяин отвел пса от воробья. Оба были удивлены поступком маленькой героической птички.
Прочитайте стихотворение. Н. Рубцов. Воробей
1. Какое настроение создаёт стихотворение?
Это стихотворение создает грустное настроение. Очень жалко воробья, который замерзает.
2. Как поэт относится к воробью? Что подсказывают нам последние две строчки?
Поэт относится к воробью нежно, жалеет птичку: «Воробей мой, воробьишка!», «Подружись со мной, пичужка», «Прыгай, прыгай, я не трону ...», «Видишь, хлебца накрошил», «Двинь-ка клювом в бок ворону…»
3. Докажите, что вы прочитали стихотворение, а не рассказ.
Подвода с поклажей – конная повозка, телега для перевозки груза. Чердак – это помещение, которое находится между потолком и крышей дома.
В стихотворении есть рифма и ритм: даже - поклажей, бедным – вредным, своему - ему.
4. Какие слова вам не совсем понятны? Как вы узнаете их значение?
Подвода с поклажей – конная повозка, телега для перевозки груза. Чердак – это помещение, которое находится между потолком и крышей дома.
Прочитайте стихотворение. Саша Чёрный. Воробей
1. Как поэт описывает воробья? Найдите эти строки.
Поэт описывает воробья маленькой, серой, шустрой птичкой с глазками как бисер.
2. Что предлагает воробью писатель?
Писатель предлагает воробью подружиться с ним, уговаривает пожить птичку в тепле - возле печки. Мечтает научить ее азбуке.
3. Какие литературные приёмы использует поэт: эпитеты, сравнения, олицетворение? Приведите примеры.
Поэт использует литературные приёмы: эпитеты - серый, юркий, сравнение - точно мышка.
4. Как вы понимаете слова пичужка, вьюшка?
Пичужка – маленькая птичка. Вьюшка - крышка в трубе печки, чтобы закрывать для сохранения тепла , когда протопится печь.
5. Перечислите признаки поэтического произведения.
Признаки поэтического произведения:
• написано в столбик (стихотворная форма)
• рифма, созвучие слов в окончании стихотворных строк: воробьишка— мышка, глазки— лапки, врозь — вкось
• ритм: равное количество слогов в строчках.
Прочитайте текст о воробьях из атласа-определителя «От земли до неба» А. А. Плешакова.
1. Что нового вы узнали о воробьях?
Мы узнали, что воробьи бывают домовые (с серой шапочкой на головке) и полевые (у них шапочка коричневого цвета).
2. Можно ли догадаться, читая статью, как автор относится к воробьям?
Читая статью, видно, что автор относится к воробьям дружелюбно, изучает их жизнь.
3. Определите, какой это текст:
• научно-познавательный;
• художественный;
• справочный.
Это научно-познавательный текст.
4. Объясните свой ответ, указав одну из особенностей текста.
Познавательный, потому что поясняет как можно различить виды воробьев.
5. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. Эта пословица учит, что прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать.
Стрелял в воробья, а попал в журавля. Эта пословица говорит о том, что удача улыбается тому, кто не завидует и не гонится за большой добычей.
И воробей на кошку чирикает. Эта пословица о смелости, когда забываешь о своей опасности, лишь бы выручить друга из беды.
6. Составьте самостоятельно рассказ, используя одну из пословиц.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
И воробей на кошку чирикает.
Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
Мой младший братишка болтливый человечек, он никогда не думает, что говорит, никогда не следит за своим языком. Он постоянно обижает меня и бабушку, и не замечает этого. Он думает, что шутит, но бабушка частенько уходит молча в другую комнату и сидит там, вытирая слезы.
Стрелял в воробья, а попал в журавля.
Однажды я пошла с подружками за ягодами. Хотя, честно признаюсь, собирать ягоды не умею, Вернее, никогда больше кружки не получалось собрать. Все съедала. И вот, незаметно для себя , моя посуда мелкая заполнилась. Что делать? Полянка, вся усыпанная ягодами, так и манила. А собирать не во что. Тогда я сняла кепку, и набрала ягод полную с верхом. Когда вернулась домой с добычей, мама пошутила: стреляла в воробья, а попала в журавля!
Учебнику конец, кто учебный год закончил - молодец! Хороших каникул и в сентябре ждем вас снова на нашем сайте!