Страница 68,69,70 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Вы уже знаете, что сказки бывают народные и литературные, то есть пересказанные или придуманные писателями.
Подумайте, чем объясняется схожесть сюжетов народных сказок и сказок, созданных писателями разных стран. Обоснуйте своё мнение, используйте выражения:
• писатели использовали сюжеты народных сказок;
• писатели, владеющие литературным языком, обрабатывали тексты, которые записывали со слов неграмотных людей;
• в основе всех сказок лежат ценности, которые присущи всем народам.
Писатели в детстве слушали сказки, которые рассказывали им старшие, а когда выросли, у них возникла идея записать эти сказки. Писатели использовали сюжеты народных сказок и излагали их на бумаге литературным языком. Писатели, владеющие литературным языком, обрабатывали тексты, которые записывали со слов неграмотных людей. Поскольку сказки народные, в основе всех сказок лежат ценности, которые присущи всем народам.
2. Сравните героев литературной и народной сказок.
Герой народной сказки:
• всегда уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания;
• преодолевает все трудности на своём пути;
• в пути ему помогают волшебные предметы и помощники;
• всегда возвращается изменившимся.
Можно ли то же самое сказать про героя литературной сказки? Приведите примеры.
Литературные сказки часто писались с народных, поэтому герои народной и литературной сказки похожи. Герой литературной сказки тоже уходит из дома, чтобы совершить подвиг, пройти испытания; преодолевает все трудности на своём пути; в пути ему помогают волшебные предметы и помощники; всегда возвращается изменившимся.
3. Составьте в тетради таблицу «Сходство и различия народных и литературных сказок».
Сходство
Сюжет: вымышленные события.
Часто встречающаяся тема: противостояние добра и зла.
Литературные обороты и выражения: троекратные повторы, эпитеты.
Герои сказки: деление героев на положительных и отрицательных.
Второстепенные герои: волшебные вещи и помощники.
Основа сказки: ценности, которые присущи всем народам (добро, любовь, справедливость)
Различия
Народная сказка | Литературная сказка | |
Автор | Нет одного автора, писалась целыми поколениями. | Конкретный человек. |
Текст | Имеет несколько вариантов. Передавался в устной форме. | Неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. |
Литературное описание | Простое, с использованием общепринятых эпитетов. | Бывает сложное, детальное, неповторимое. |
Композиционные элементы | Присказка, зачин, концовка. | Может не иметь традиционных элементов. |
4. Вспомните и назовите фамилии тех, кто переводил сказки зарубежных писателей.
Маршак Самуил Яковлевич:
Английские и шотландские народные баллады (в том числе, о Робине Гуде);
Английские стихи (Где ты была сегодня, киска? У королевы у английской. Что ты видала при дворе? Видала мышку на ковре!»)
Английские народные песенки для детей (Шалтай-болтай; Робин-Бобин; Дом, который построил Джек и другие);
Писателей и поэтов: Вильяма Шекспира (Сонеты — очень много и Песни из Короля Лира, Зимней сказки и Двенадцатой ночи); Джона Мильтона; Роберта Бернса , Льюиса Кэролла и многих других.
Волков А.М. - «Волшебник Изумрудного города» — сказочная, написанная в 1939 году на основе сказки Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз» с некоторыми изменениями.
Корней Иванович Чуковский - перевел такие книги, как Том Сойер, Робинзон Крузо, барон Мюнхаузен, а также произведения Уитмена, Киплинга, Уайльда, Марка Твена, Честертона, О.Генри, Дойла, Шекспира, написал для детей пересказы произведений Дефо, Распэ, Гринвуда.
Борис Заходер - Мэрри Поппинс, Винни Пух.
Исаева А. - "Тим Таллер, или проданный смех".
И. Токмакова - "Питер Пен".
А. Ганзес - сказки Х. Х. Андерсен.
Детская писательница Т. Габбе замечательно перевела на русский язык сказки Ш. Перро.
М. Салье - "Тысяча и одна ночь" , сказки В. Гауфа.
Н. Дарузес - "Маугли".
Сказки братьев Гримм переводили Т. Габбе, С. Я. Маршак, А. Введенский.
5. Какие виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных) легли в основу сказок братьев Гримм, Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, С. Т. Аксакова? Обоснуйте своё мнение.
Это сказки волшебные потому что в них участвуют волшебные предметы и происходят превращения.
6. Подумайте и обсудите с другом, есть ли в прочитанных сказках, кроме волшебных событий, глубокий поучительный смысл, который объединяет их с притчами, народными сказками.
Во всех сказках есть поучительный смысл. Они учат совершать добро, потому что добро побеждает зло.
7. Попробуйте на основе сюжета сказки Г. Х. Андерсена «Пятеро из одного стручка» построить научно-познавательный рассказ.
Растение горох размножается с помощью семян, которые созревают в стручке.
Когда стручок гороха созревает, он желтеет, высыхает, потом лопается, или его срывают люди или животные. Семена при этом могут попасть на сырую землю и прорасти в ней. Семена прорастают при благоприятных условиях, из них появляется маленький росток. Росток растет, его поливает дождь, он становится большим растением и на нем появляются цветы, из которых потом образуются новые стручки. Горох относится к вьющимся цветочным растениям, которым для опоры стебля нужны веточки других растений, подпорки или веревочки. Семенами гороха могут питаться птицы.
8. Сравните цели авторов художественных произведений и научно-познавательных рассказов.
Автор художественного произведения красочно изображает предмет, выражает чувства и настроение, обозначает своё присутствие, отношение к предмету, использует такие средства выразительности, как эпитет, сравнение, олицетворение.
Автор научно-познавательного рассказа сообщает что-то новое о предмете, не давая оценки изложенному, размышляет, рассуждает о предмете, не обозначая своего присутствия.
Цели различны.
9. Каких русских писателей-сказочников вы знаете?
Ершов, Погорельский, Одоевский, А. Толстой, Мамин-Сибиряк, Олеша, Волков, Бажов, Аксаков, Пушкин, Гаршин.
Выпишите названия их произведений в тетрадь. Составьте список произведений, которые вам хотелось бы прочитать.
Аня составила такой список. Изучите его. Можно ли что-то добавить?
• В. А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». «Спящая царевна». «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке». «Кот в сапогах» (пер. с фр. сказки Ш. Перро).
• П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
• А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
• В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». «Игоша». «Городок в табакерке». «Сказки и рассказы дедушки Иринея».
• А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
• Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
• Ю. К. Олеша. «Три толстяка».
• А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города». «Семь подземных королей».
Записываем в тетрадь
В. А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери». «Спящая царевна». «Сказка об Иване-царевиче и Сером Волке». «Кот в сапогах» (пер. с фр. сказки Ш. Перро).
П. П. Ершов. «Конёк-Горбунок».
А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». «Игоша». «Городок в табакерке». «Сказки и рассказы дедушки Иринея».
А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сборник «Алёнушкины сказки».
Ю. К. Олеша. «Три толстяка».
А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города». «Семь подземных королей».
Гаршин «Лягушка-путешественница»
Бажов «Серебряное копытце»
10. К каким сказкам сделаны иллюстрации? Кто написал эти сказки?
Гаршин «Лягушка-путешественница», Ершов. «Конёк-Горбунок»
11. Соберите материал для выставки «Сказки русских писателей» и «Сказки писателей разных стран». Для того чтобы выполнить эту задачу, надо:
• распределиться на группы;
• определить, кто чем будет заниматься (составлять список книг, искать книги в библиотеке и дома, рассказывать о писателях-сказочниках, о стране, в которой они жили, составлять краткие аннотации, представлять иллюстрации).
Это групповое задание.
12. Найдите и прочитайте биографию Г. Х. Андерсена. Какие особенности его жизни отразились в сказке «Гадкий утёнок»?
Сказка «Гадкий утенок» считается автобиографичной. Ганс Христиан Андерсен не отличался внешней красотой, современники оценивали его наружность как нелепую и смешную: «Фигура его всегда имела в себе что-то странное, что-то неловкое, неустойчивое, невольно вызывающее улыбку. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не случалось опасаться, чтобы кто-нибудь подменил его калоши. Нос его был тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».
Но не только внешность становилась предметом насмешек. Андерсену пришлось испытать в жизни немало унижений, как и его "утенку". Андерсен учился в школе для бедняков, где его обзывали дураком и пророчили бесславную судьбу. А в университете он подвергался изощренным издевательствам от ректора.
Роднит с гадким утенком писателя еще один момент. Птенец, не смирившись с нападками, отправился в одинокое путешествие по свету, во время которого голодал и мерз, но не изменял мечте о прекрасном будущем. Душа неказистой птицы тянулась к величественным гордым лебедям.
В 14 лет Андерсен оказался без родственников и знакомых в Копенгагене. И автору, и его сказочному герою удалось заполучить то, к чему они так долгостремились.
Прототипом старушки, жившей в компании с котом и курицей, стала семья, которая с удовольствием принимала Андерсена в гости. Только один недостаток смущал молодого литератора – в том доме его постоянно учили жить, наставляли на путь истинный, диктовали свои правила поведения. Эта особенность перенесена и в книгу.
С его слов, «Гадкий утенок» представлял собой пасквиль на Родину, где птичий двор – Дания, а его злобные жители – все датчане.
Какие его сказки вы представите на выставке? Расскажите о них, покажите иллюстрации.
Идем в библиотеку и берем книги со сказками Андерсена.
Составьте краткую аннотацию к сборнику сказок Г. Х. Андерсена.
Читая сказки Андерсена, вы окунетесь в сказочный волшебный мир, полный опасностей и горестей. Кто-то из героев справляется с ними, но не все. И только самые стойкие, смелые и добрые сердцем добиваются своей цели. Сказки будут интересны детям младшего школьного возраста.