Страница 144

Аня выписала: картина — родна. Ваня выписал: равнина — луна.
Правильно ли они выполнили задание? Похожи ли окончания слов? Созвучны ли эти пары слов? Что не учтено (ритм, количество слогов)? Что изменится, если слово родна заменить на слово мила?

 И Аня,  и Ваня выполнили задание неверно. Окончания слов похожи, а созвучия в этих  парах слов нет. Не учтено  количество слогов. А вот, если слово родна заменить на слово мила, то будет красивое ритмичное звучание.

Прочитайте стихотворение И. Бунина (Метель). Прислушайтесь к его звучанию. Чувствуете ли вы ритм?

 В стихотворении И. Бунина очень красивое звучание. Чувствуется  ритм, который  придаёт стихотворению настроение и напевность. При чтении этого произведения появилось настроение спокойствия, умиротворения.

Ритм придаёт стихотворению настроение и напевность. Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения? Какие картины рисует ваше воображение?

 Воображение рисует картину шествия по лесу настоящего дедушки Мороза, который «бродит в туманном сиянье», где  ему светит  месяц  над полем.

Проверьте друг друга: один читает стихи медленно, другой отстукивает (можно карандашом) ударные слоги. Теперь то же самое проделайте с прозаическим текстом. Что вы обнаружили?

 Читаем.

Попробуйте графически изобразить в тетради повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили? Объясните.

 /__/__/__/
/__/__/__/

Чередование одинаково повторяется в строках.

Подумайте, в чём разница между стихотворением и стихотворением в прозе. В чём их сходство?

 Стихотворение в прозе напоминает лирическое стихотворение, но нет ритма, рифмы.