Страница 140. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Назовите великих русских писателей, чьи произведения вы про-читали. Что вы можете рассказать об их жизни? Каких ещё писателей и поэтов, прославивших Россию, вы знаете?

Мы читали произведения Льва Николаевича Толстого, Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Ивана Алексеевича Бунина, Ивана Саввича Никитина, Николая Алексеевича Некрасова. Великие русские писатели были образованными, умными людьми и жили они в 19 столетии, в те времена, когда правили цари.
Также Россию прославили своими произведениями С. Есенин, М. Горький.

2. Какие вам известны памятные места, связанные с именем А. С. Пушкина? С какими событиями его жизни они связаны? Выберите одну заинтересовавшую вас тему:
• Пушкин в Петербурге.
• Пушкин в Михайловском.
• Пушкин в моём городе.
Из каких источников вы можете получить информацию по этой теме?

• Пушкин в Петербурге.
После окончания лицея А.С. Пушкин отправился в Петербург и прожил там три года с 1817 до 1820г. Его определили в коллегию иностранных дел. В это время Пушкин вступил в литературное общество «Зеленая лампа». За эти годы молодой поэт напечатал несколько политических стихотворений: «К Чаадаеву», «Вольность» и т.д

3. Составьте библиографию по теме «Сказки А. С. Пушкина». Напишите аннотацию к одной из сказок.

- Руслан и Людмила
- Сказка о попе и о работнике его Балде (1830 год).
- Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди (1831 год).
- Сказка о рыбаке и рыбке (1833 год ).
- Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833 год).
- Сказка о золотом петушке (1834 год).
"Сказка о попе и работнике его Балде"

                            Аннотация к сказке Пушкина о мертвой царевне
      Эта история о молодой царевне, которую злая мачеха решила погубить из-за зависти к ее красоте. Царевна разлучается со своим женихом, оказывается в лесу и поселяется в доме семи богатырей. Эта сказка о важности душевной красоты и победе добра над злом.

4. Вспомните произведения Л. Н. Толстого, которые вы прочитали в учебниках второго и третьего классов. Перескажите одно из полюбившихся произведений по заранее составленному плану.

«Отец и сыновья», «Акула», « Лебеди», «Лев и собачка», «Старый дед и внучек»
Л. Толстой "Лев и Собачка."
План:
1.Корм диким зверям.
2.В клетке льва.
3.Друзья поневоле.
4.Смерть собачки.
5.Гибель льва от тоски.

Собачка бросили в клетку льва на съедение , но лев подружился с ней. Звери всё делали вместе: ели, играли, спали. Однажды в зоопарк пришел человек и в клетке у льва увидел свою собачку, которую потерял. Он захотел забрать её и попросил об этом хозяина зоопарка. Тот согласился отдать и попытался забрать собачку из клетки, но лев не дал этого сделать. Он ощетинился и зарычал. Так они прожили год. И случилась беда: собачка умерла. ... Потом он лег возле умершей собачки, обнял её лапой и так пролежал целых пять дней. На следующий день лев умер.

ЧИСТЫЕ РОДНИКИ РУССКОЙ КЛАССИКИ
ПРОЕКТ

1. Найдите портреты русских писателей и поэтов.

2. Составьте краткий рассказ о жизни и творчестве полюбившегося писателя.

                           Жизнь и творчество А.П.Чехова
Антон Чехов, писатель с образованием врача, создал более 300 произведений. В наши дни его пьесы ставят и экранизируют не только в России, но и за рубежом. В своих текстах Чехов поднимал самые разные темы, но вот о самом себе писать не любил. Как сказал он однажды: «у меня болезнь — автобиографофобия».

Антон Павлович Чехов родился в провинциальном Таганроге 17 (29) января 1860 года. Он был третьим сыном в семье неудачливого, вскоре вконец разорившегося мелкого купца Павла Егоровича Чехова. У семейства Чеховых были крепкие крестьянские корни. Дед Чехова – крепостной крестьянин – сумел выкупиться и выкупить свою семью. Сам Чехов принадлежал к первому поколению интеллигентных «выходцев из народа», не забывавших о своих истоках и происхождении. «Во мне течет мужицкая кровь» – это Чехов помнил до конца своих дней.

Детство и юность Чехова прошли в Таганроге – небольшом портовом городе на степной окраине страны, у мелководного и теплого Азовского моря. Здесь он прожил девятнадцать первоначальных, решающих лет своей жизни.


                                         Дом Чеховых в Таганроге

В семилетнем возрасте Антон был определен в греческую школу. «Сливки общества в тогдашнем Таганроге составляли богатые греки, которые сорили деньгами и корчили из себя аристократов, – писал М.П. Чехов, брат писателя, – и у отца составилось твердое убеждение, что надо пустить детей именно по греческой линии и дать им возможность закончить образование даже в Афинском университете».


                                  Гимназия Чехова в Таганроге

Однако греческая школа себя не оправдала. Отучившись в ней два года, Чехов по настоянию матери был отдан в приготовительный класс Таганрогской классической гимназии (1869). О своих гимназических наставниках Чехов вспоминал впоследствии без горечи, иной раз с юмором, а иногда и тепло. До конца своих дней сохранил Чехов благодарную память о законоучителе Ф.П. Покровском. «Вместо священной истории, – сказано в одной из биографических книг, – на уроках у Покровского говорили о Шекспире, Гете, Пушкине». Говорили, да; но едва ли «вместо». Отец Федор преподавал священную историю и закон Божий. Для него это был закон справедливости и добра, и он пояснял его, обращаясь к Шекспиру, Пушкину, даже к Щедрину, когда речь заходила о беззаконии…

По преданию, знаменитый псевдоним «Антоша Чехонте» придумал Покровский. Вызывая к доске, он возглашал раздельно, по слогам: «Че – хон – те».


                      Таганрог. Лавка Чеховых: "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары".

В 1876 году отец Чехова вынужден был закрыть лавочку и уехать в Москву, где находились его старшие сыновья. Чехов остался в Таганроге без семьи вместе с братом Иваном. Этот период способствовал развитию независимости и чувства собственного достоинства.

В 1879 году Чехов окончил гимназию и получил пособие для поступления в Московский Университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, которая не только расширила его взгляды на жизнь, но и дала трезвый, материалистический взгляд на нее. Врач был одним из самых излюбленных героев чеховских произведений.

В 1884 году Антон Павлович окончил медицинский факультет Московского университета. Мы не знаем, когда именно Чехов обратился к литературе. Достоверно известно, что именно старший брат, Александр, ввел Чехова в юмористические журналы. В этот период (80-е годы XIX века) русская юмористика утратила свою остроту. Героями рассказов были глуповатый гимназист, студент, зять и т.д. К сожалению, Чехов вынужден был начинать свою писательскую деятельность с ориентации на издателей, писателей, читателей, которые одобряли подобное творчество. Начиная с первого курса, Чехов много печатался в развлекательных журналах «Будильник», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза», в самых скромных жанрах – короткого юмористического рассказа, фельетона и даже подписей под карикатурами и рисунками.

С 1882 года начинается сотрудничество Чехова с лучшим юмористическим журналом того времени «Осколки».

Природная наблюдательность, общительность, разнообразные впечатления, сопутствовавшие профессиональным занятиям медициной, сказались в творчестве Антоши Чехонте (наиболее частый его псевдоним в те годы) изобилием тем, сюжетов, персонажей. «В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды… Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из бакинских недр» – такие признания встречаются в чеховских письмах в 80-е годы. Впоследствии Антон Павлович сам изумлялся «целым горам», написанным им в ту пору, рассказов.

По своей структуре ранние чеховские рассказы близки к жанру анекдота. Уже в это время складывается специфическая чеховская художественная манера – немногословность («Краткость – сестра таланта», – афористически определит писатель впоследствии), внешняя беспристрастность. Автор воссоздает узнаваемые ситуации и в то же время утрирует их, играет с ними. Герои Чехова равны своему социальному положению, определенной типологической категории. «Хамелеон», «Смерть чиновника», «Злой мальчик», «Неприятность», «Толстый и тонкий», «Хирургия» и др.

Некоторые рассказы складываются на комизме описаний, названий, фамилий. Иногда рассказ строится на комизме неожиданной развязки, как в рассказе «Неприятность».

Постепенно чеховские рассказы начинают усложняться, появляется намек на характеры. Чехов берет простые сюжеты и говорит об искажении человеческой личности.

Чехов пытался войти в литературу с крупным произведением, однако вынужден был ориентироваться на вкусы изданий и читателей. Между тем, уже в ранних рассказах проявляется незаурядный талант Чехова-юмориста. Чехов пока ничего не бичевал, он просто смеялся. Мелочи и мелочишки приводят к тому, что мельчает человек.

3. Прочитайте наизусть запомнившиеся стихотворения.

Михаил Лермонтов
Парус (Белеет парус одинокий)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

4. Кратко перескажите два-три прозаических произведения.

                                Каштанка. Чехов

          Каштанка –  рыжая собачка, которая потеряла своих хозяев. Каштанку нашел на улице дрессировщик из цирка. Он подобрал собаку,  покормил ее. И вот у нее появился новый хозяин.
         Когда собачка проснулась, она стала обнюхивать все помещение, и все рассматривать. Одна из дверей открывала за собой какое-то грязное помещение. Именно так Каштанка вдруг столкнулась с гусем и каким-то котом. Они сразу же начали шипеть на нее, что ей не понравилось. И даже произошла небольшая потасовка. Но когда появился хозяин, все успокоилось, и все заняли свои места в доме. Это оказались цирковые дрессированные животные. И теперь Каштанка стала вместе с ними в одной комнате и тоже изучать трюки. Каштанка получает новое имя, новый хозяин  называет ее Теткой.
          Но однажды происходит случай, который рушит все планы. Гусь Иван Иванович очень болен - на него наступила лошадь. Он умирает. Каштанка должна заменить его на сцене. Когда Каштанка выступает, среди зрителей оказываются ее бывшие хозяева. Они рады, что нашли свою потерявшуюся любимицу и зовут ее. Каштанка на зов бежит за ними.

                                  Л.Н. Толстой. Лев и собачка

        Собачка бросили в клетку льва на съедение, но лев подружился с ней. Звери всё делали вместе: ели, играли, спали. Однажды в зоопарк пришел человек и в клетке у льва увидел свою собачку, которую потерял. Он захотел забрать её и попросил об этом хозяина зоопарка. Тот согласился отдать и попытался забрать собачку из клетки, но лев не дал этого сделать. Он ощетинился и зарычал. Так они прожили год. И случилась беда: собачка умерла. ... Потом он лег возле умершей собачки, обнял её лапой и так пролежал целых пять дней. На следующий день лев умер.

5. Сделайте выставку книг.

Если нет книг дома, можно взять их в школьной библиотеке.